ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 18 февраля 1999 года
В СПОРЕ ПОСТАВЛЕНА ТОЧКА?
В связи с выходом Постановления Правительства РФ от 21 ноября
1998 г. "О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных
категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых
машин" Государственная налоговая инспекция по Челябинской области
разъясняет.
В соответствии с этим документом торговля с обязательным
применением контрольно-кассовых машин на рынках, ярмарках,
выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для
осуществления торговли, производится из палаток, киосков, ларьков,
павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично
обустроенных и приспособленных торговых мест, а также открытых
прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле
непродовольственными товарами.
Много споров возникает при определении понятия торгового
места. Государственная межведомственная экспертная комиссия по
контрольно-кассовым машинам рекомендует к использованию следующее
толкование "торговой палатки": временное помещение из ткани,
пленки или других материалов, используемое для торговли или
оказания услуг.
Словарь Ожегова дает такое определение "торговой палатки":
временное помещение из натянутого тента и ткани, легкая постройка
с прилавком для мелкой торговли, т.е. таковыми являются
обустроенное и приспособленное, обособленное сборно-разборное
помещение без торгового зала для покупателей. "Лоток", по
последнему, представляет собой открытый прилавок для торговли на
улице, без ограждений, с возможным применением навеса, тента.
Учитывая изложенное, оборудованные и приспособленные для
торговли, носящие стационарный характер торговые места и не
обеспечивающие гибкость и мобильность торговли (разборность его и
снятие после окончания торговли в конце дня и т.п.) не подпадают
под определение "лоток" и не являются таковым.
Согласно Перечню, разрешено не применять кассовый аппарат при
осуществлении мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн
(при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин,
в развал (при продаже овощей и бахчевых культур).
Работа мелкорозничной сети регламентируется Правилами работы
мелкорозничной сети, утвержденными Минторгом РСФСР от 12 сентября
1973 г. N 325 и письмом Комитета РФ по торговле от 28 апреля
1994 г. N 1-574/38-9. Под мелкорозничной торговлей понимается
продажа товаров несложного ассортимента через стационарную и
передвижную мелкорозничную сеть. Основные требования к работе
мелкорозничной торговой сети определены письмом Комитета РФ по
торговле от 17 марта 1994 года N 1-314/32-9 "О примерных правилах
работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к
работе мелкорозничной сети" и постановлением главы администрации
Челябинской области от 5 июля 1995 года N 316 "Об основных
требованиях к работе мелкорозничной сети на территории Челябинской
области".
В частности, примерными правилами предусмотрено, что через
мелкорозничную сеть производится продажа продовольственных и
непродовольственных товаров (кроме товаров технически сложного
ассортимента и товаров, требующих определенных условий - примерки
и т.п.), продукции массового питания (хлебобулочные, кондитерские
и кулинарные изделия; полуфабрикаты, бутерброды и др.). Образцы
всех находящихся в продаже продовольственных и непродовольственных
товаров должны быть снабжены ярлыками цен с указанием наименования
товара, сорта и цены.
Торговые места на ярмарках и рынках, предоставляемые продавцам
в аренду, не подпадают под определение "лоток", а товары, для
которых установлены особые условия продажи, не относятся к
мелкорозничному ассортименту. К таким товарам, например, относятся
одежда, обувь, меховые изделия, бытовая техника и т.п.
Следовательно, осуществляя реализацию таких товаров, предприятия и
предприниматели обязаны применять кассовые аппараты при
осуществлении денежных расчетов с населением.
Такую позицию поддерживает и Высший арбитражный суд, который
подтвердил правомерность требований налоговых органов по
применению контрольно-кассовых машин на рынках при торговле
товарами, не подпадающими под понятие "несложный ассортимент".
При выявлении фактов торговли без применения контрольно -
кассовых машин товарами, не входящими в мелкорозничный
ассортимент, налоговые органы обязаны применить за данное
нарушение штрафную санкцию в размере от 50 до 100-кратного размера
минимальной месячной оплаты труда.
Начальник отдела
организационно-методической
и контрольной работы
ГНИ по Челябинской области
Н.МАНИНА
|