АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМИТЕТ ПО ПОЛИТИКЕ ЦЕН
ИНФОРМАЦИЯ
от 20 января 1999 года
О СОЦИАЛЬНОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ
В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Анализ ценовой ситуации в области в 1998 году
1. Проблемы ценообразования в топливно - энергетическом
комплексе (ТЭК) Челябинской области
Комитетом по политике цен в 1998 году рассмотрены и
подготовлены к утверждению региональной энергетической комиссией
материалы предприятий и организаций всех форм собственности (кроме
муниципальных), производящие электрическую и тепловую энергию и
оказывающие услуги по передаче электрической и тепловой энергии по
183 предприятиям. При рассмотрении материалов, представленных на
утверждение тарифов на перечисленные выше виды производства и
услуги проводится анализ отчетных и фактических показателей,
используемых при обосновании тарифов, постоянно встречаются
нарушения законодательных актов, Методических указаний по расчету
тарифов, что приводит к завышению себестоимости на эти виды
деятельности. В результате чего при приведении материалов в
соответствие с нормами и методическими указаниями комитетом по
политике цен администрации области в смете затрат снято завышение
себестоимости и прибыли на производство электрической и тепловой
энергии и услуг по передаче за 1998 год на сумму 188,3 млн. руб.,
в т.ч.:
- производство тепловой энергии - рассмотрено 95 предприятий и
снято завышение себестоимости на сумму 41,3 млн. руб.;
- передача тепловой энергии - рассмотрено 43 предприятия,
снято завышение на сумму 13,3 млн.руб.;
- передача электрической энергии - рассмотрено 44 предприятия,
снято завышение себестоимости и прибыли на сумму 133,7 млн. руб.
Кроме того, рассмотрены и подготовлены материалы на электро- и
теплоэнергию АО ЭиЭ "Челябэнерго", снято завышение себестоимости
на сумму 693891 млн.руб. и прибыли на сумму 306051 млн. руб. Всего
на 999942 млн.руб.
Проведена контрольная проверка правильности формирования
тарифов на производство тепловой энергии и услуг по передаче
электрической и тепловой энергии, а также выполнения постановления
Главы администрации Челябинской области от 27.08.97 г. N 394 "О
мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)" на следующих предприятиях: АО "Электромашина", ПО
"Маяк", АО "Челябинский автомеханический завод", Э4-1,8 ЮУЖД, АО
"ЧТЗ", АО "ЖБИ-1", АОЗТ "Станкомаш", АО "ЧЭМК", АО "Челябинский
завод дорожных машин им. Колющенко", ЗАО "ЧЗМК", АО
"Автоматно - механический завод", АО "Электро - механический
завод", ООО "Металлургические сети". В результате проверок
выявлены нарушения государственной дисциплины цен с применением
экономических санкций. С предприятий АО "Электромеханический
завод", ООО "Металлургические сети" изъято в доход бюджета 62,3
тыс. руб. и 236,5 тыс. руб. соответственно. Кроме того, к
руководителям предприятий применены административные санкции со
статьей 146/6 Кодекса РФ "Об административных нарушениях". Так
например, к руководителям ОАО "Электромашина", АОЗТ "Станкомаш"
применены санкции, предусмотренные статьей 146/6, - 50 минимальных
размеров оплаты труда (4174,5 руб.), а к руководителю АО
"Электромеханический завод" - 100 минимальных размеров оплаты
труда (8349 руб).
Кроме этого, вышеуказанные предприятия произвели перерасчет на
отпущенную энергию в 1998 году и не оплаченную потребителями, на
сумму 730,3 тыс. руб.
По заданию Департамента цен, письмо от 29.05.98 г. N 7-484,
проведена проверка применения цен на электрическую энергию,
потребляемую железнодорожным транспортом (электрическая тяга) на
ЮУЖД.
По жалобе жителей станции Полетаево проведена проверка МУП
"Полетаевский жилкомхоз", в результате чего даны рекомендации по
снижению затрат на производство тепловой энергии.
В связи с повышением тарифов для населения за пользование
природным газом проведен анализ фактических эксплуатационных
расходов ОАО "Челябинскоблгаз" за 1997 год и 1 кв. 1998 года с
выездом на 2 газоснабжающих предприятия. Данные анализа были
учтены при установлении новых тарифов для населения, введенных с
1 июля 1998 года. В результате предлагаемые ОАО "Челябинскоблгаз"
были снижены на 10 %.
В январе 1998 года был проведен анализ действующих в области
ставок лесных податей на древесину, отпускаемую на корню. Анализ
был использован в разработке новых ставок лесных податей совместно
с управлением лесного хозяйства, которые утверждены постановлением
Законодательного собрания Челябинской области от 26.02.98 N 231.
Участие совместно с ОАО "Челябинскуголь" в разработке новых
оптовых цен на уголь, реализуемый промышленным предприятиям
области.
Проведена проверка правильности применения оптовых цен на
сжиженный газ для бытовых нужд, реализуемый ОАО "Челябинскоблгаз"
филиалами ГУП "СГ-транс". Установлено, что из 5 филиалов ГУП
"СГ-транс" два филиала завышают оптовую цену на сжиженный газ для
бытовых нужд, утвержденную Минэкономики России в размере 390-00
руб. за тонну. Фактически применяются цены в размере 410-00 руб. и
448-50 руб. за тонну. Кроме того установлено, что оплата
транспортных расходов, предъявляемых филиалами, превышает
стоимость доставки, рассчитанную по прейскуранту N 10-01, в 2-3
раза.
Проверка правильности применения оптовых цен и тарифов на
природный газ в ОАО "Миассмежрайгаз". По просьбе управы г. Миасса
выявлены нарушения по предоставлению льгот гражданам, пользующимся
льготами согласно закону "О ветеранах". Установлен факт
необоснованных доплат за оформление и выписку счетов при
реализации продукции по регулируемым ценам. Сумма в размере 3067,7
руб. перечислена в городской бюджет г. Миасса. В таком же размере
предъявлен предприятию штраф.
Проверка правильности применения розничных цен на твердое
топливо, реализуемое населению, и правильности расчета
снабженческо - сбытовых надбавок, применяемых предприятиями ОАО
"Челябинскоблтопсбыт", выявила:
а) в ОАО "Челябинскгортопсбыт" установлен высокий уровень
снабженческо - сбытовой надбавки на твердое топливо, реализуемое
промышленным предприятиям при проведении взаимозачетов. Размер
надбавки снижен на 15 %;
б) в ОАО "Чебаркультопсбыт" размер снабженческо - сбытовой
надбавки завышен за счет необоснованного увеличения фонда
заработной платы. Сумма необоснованной прибыли составила 122934
руб. Рекомендовано указанную сумму погасить в счет долга городской
администрации перед Гортопсбытом;
в) в ОАО "Копейсктопсбыт" нарушений не выявлено.
Проверка в 4-х населенных пунктах области (г. Карталы,
г. Касли, п. Бакал, Увельский район) установила факты
неправильного применения тарифов на газ природный, реализуемый
населению ЖЭУ при расчетах с населением в 1997 году и 1 кв. 1998
года. В 3-х населенных пунктах были проведены перерасчеты с
населением, а в г. Бакале перебор суммы с населения составил 2212
руб., которая изъята в городской бюджет. В таком же размере ОАО
"Саткамежрайгаз" предъявлен штраф.
Проверка цен на газ природный, твердое топливо, ГСМ при
проведении взаимозачетов с бюджетом области выявила значительное
завышение цен во взаимозачетных по сравнению с обычными.
Таким образом, в ТЭК:
Проведено анализов - 2
Проведено проверок - 9
Выявлено нарушений - 3
Изъято в бюджет - 126001 руб.
в т.ч. штраф - 3067,7 руб.
Письма и жалобы - 35
2. Ценообразование в промышленности области в 1998 году
В 1998 году отделом проведено 40 проверок промышленных и
других организаций по правильности формирования цен (тарифов).
Во исполнение распоряжения Президента РФ от 11.05.93 г.
N 330-РП о проверке правильности установления и применения
договорных цен на оборонную продукцию проведена проверка
5 оборонных предприятий: ОАО "Станкомаш", завод "Прибор", ОАО
"Юрюзанский завод радиокерамики", Челябинский автоматно -
механический завод, Кыштымский машиностроительный завод.
Материалы по результатам проверок направлены в Департамент цен
Министерства экономики РФ.
Выполнение постановления Главы администрации Челябинской
области от 22.12.95 г. N 596 "О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен (тарифов)" по установлению
тарифов на услуги, оказываемые предприятиями промышленного
железнодорожного транспорта на подъездных путях, проверено на АООТ
"ЧТПЗ", АОЗТ "ЖБИ-1", ОАО "Уралтранснефтепродукт", ЗАО "Завод
Анкер". Выявлены нарушения на АООТ "ЧТПЗ" (превышение предельного
уровня рентабельности 35 %), АОЗТ "ЖБИ-1" (неправильное
распределение затрат при установлении тарифов на подачу и уборку
вагонов для КПД и СК). По АООТ "ЧТПЗ" принято решение о взыскании
незаконно полученного дохода в сумме 24 млн. руб. и штрафа в том
же размере.
По заданию заместителя Губернатора области Букрина В.Б.
проведена проверка правильности формирования тарифов на услуги
строймеханизации в ЗАО "Дорстрой-2", АОЗТ "Востокметаллургмонтаж",
ЗАО "Строймеханизация".
Отделом ведется постоянное отслеживание отпускных цен на
предприятиях мукомольной, хлебопекарной и молочной промышленности.
Подготовлен ряд аналитических записок для Областной Думы и
Администрации области по этим вопросам.
Большой объем работы проводится по формированию базы данных
для проведения взаимозачетов по недоимки налогов хозяйствующих
субъектов в областной бюджет для формирования областного
продовольственного рынка.
Проведен анализ затрат при формировании тарифов на услуги
местной телефонной связи в ОАО "Связьинформ" и проверка
правильности расчетов тарифов в ЗОО "Электрокомбинат".
3. Ценовая ситуация на рынке лекарственных средств
в Челябинской области
Структура рынка:
Филиалы национальных дистрибьюторов (т.е. оптовиков,
осуществляющих дистрибьюцию медикаментов на всю Россию, имеющих
прайс не менее 2000 наименований и оборот десятки миллионов
долларов в год): "Протек" (Москва), "Хитон" (Санкт-Петербург).
Филиалы региональных дистрибьюторов: "Фармсоюз", "Уральский
фармацевтический Центр" (Екатеринбург), "Натур продукт", (Казань).
Местные оптовые фирмы: "Вазакор", "Виола-Ф", "Градиент", Областной
аптечный склад, "Рифарм", "Спэро", "Уралмед", "Уральская
фармацевтическая компания", "Фармцентр", "Февраль", "Чернобыль" и
пр. Розничные аптечные сети: государственные, муниципальные,
коммерческие ("Алвик", "Гран", "Классика", "Сантэ").
Химфармзавод "1СN Полифарм", Копейская фармфабрика.
На ценовую ситуацию сильное влияние оказывает отсутствие
крупного оптовика на Челябинском рынке. Это связано с рядом
причин, а именно:
- отсутствием обеспечения "живыми" денежными средствами
бюджетных программ по социально защищенным статьям;
- длительными задержками платежей от аптек и ЛПУ города и
области. Возврат денег от аптек за отданный в кредит товар в
среднем составлял 60-90 дней в городе и 80-120 дней в области. При
работе по взаимозачетам средний срок возврата денег составляет
90-120 дней с момента подписания договора на поставку. Это не
позволяет оптовику эффективно использовать и наращивать оборотные
средства;
- появлением на рынке значительного количества филиалов
крупных оптовых складов.
Оптовое звено может иметь следующие каналы снабжения:
Прямые поставки от производителей (отечественных и
зарубежных).
Поставки с крупных оптовых складов.
Смешанный вариант.
Каждый из вариантов работы имеет положительные и отрицательные
моменты:
Договор с зарубежным производителем при наличии уже "готового"
дистрибьютора имеет ряд положительных сторон с точки зрения
снижения цен.
1. Наличие контракта:
- кредитная история (использование зарубежного капитала),
доверие со стороны производителя снижает уровень затрат, а
следовательно, и цену;
- определенные финансовые условия работы по контракту
(отсрочка платежа, скидки, позволяющие дистрибьютору работать по
ценам производителя, револьверные поставки).
2. Наличие лицензии на импорт Минздрава РФ и разрешения на
ввоз МВЭС.
3. Поставщик, работающий по прямому контракту, является
единственным звеном между производителем и потребителем (ЛПУ).
Следовательно, в этом случае должны быть наиболее дешевые
медикаменты.
4. Большинство производителей в ответ на крупные заказы от
партнера представляют дополнительные льготные условия, как то:
- Организация и проведение конференций, симпозиумов для
врачей.
- Обучение ведущих специалистов.
- Организация "школ диабета" и т.п.
- Дополнительные товарные скидки в виде бесплатных
медикаментов с небольшим сроком годности или парафармации.
(Например, тест - полоски, глюкометры, шприц - ручки и пр.).
5. Поставки медикаментов, не имеющих аналогов в отечественном
производстве (незаменяемость, высокая эффективность, европейское
качество).
6. При выполнении условий "СИП склад" по прямому контракту
поставщик оплачивает доставку и страховку до места назначения.
К отрицательным моментам, т.е. на удорожание цены влияет:
1. Удорожание медикаментов минимум на 10, 15 % при ввозе на
территорию России (госпошлина).
2. Зависимость цены на медикаменты от курса рубля по отношению
к доллару США (или любой другой валюте).
3. Выполнение заказа колеблется от 3 недель - 6 недель.
4. На оформление документов на ввоз затрачивается 2-3 месяца.
Договор с отечественными производителями позволяет снизить
цены на лекарственные средства по следующим причинам:
1. Отсутствие необходимости оформления документов на ввоз (МЗ
РФ, МВЭС).
2. Относительно быстрое выполнение заказа.
3. При наличии определенного опыта работы с производителем
представление дистрибьютору наиболее мягких условий (отсрочка
платежа, скидки).
4. По сравнению с импортными медикаментами более низкая цена.
Однако отечественное производство характеризуется и
рядом отрицательных моментов.
1. Достаточно низкое качество продукции, узкий ассортимент.
2. Отсутствие на сегодняшний день у российского производителя
возможности выполнить на 100 % заказ дистрибьютора (перебои с
поставками сырья, тары, наклеек и т.п.), проблемы с
транспортировкой (высокий % за доставку).
3. Большинство отечественных производителей подняло цены на
медикаменты в 2,5 раза (в соответствии со скачком курса рубля по
отношению к валюте).
"Вторичная дистрибьюция" - работа с крупным оптовым складом
снижает цену за счет:
- Широкого ассортимента (возможен закуп медикаментов сразу
нескольких производителей);
- Небольшого объема поставки;
- Отсутствия необходимости оформлять документы на ввоз;
- Возможности работы под заявку.
Но с другой стороны:
- Увеличение цены на медикаменты (дополнительное оптовое
звено);
- Развитие национальных дистрибьюторов (увеличение сбыта для
них), что создает условия для последующего вытеснения с рынка
самих вторичных дистрибьюторов.
Наиболее приемлем для оптовика смешанный вариант работы, т.к.
позволяет поддерживать широкий ассортимент и развивать прямые
контракты.
Таким образом, особенностями фармацевтического рынка в городе
Челябинске являются:
- опт лишь среднего и мелкого уровня;
- увеличение количества филиалов национальных дистрибьюторов
за счет уменьшения доли рынка местных оптовых фирм;
- основной объем продаж оптовых фирм Челябинска складывается
из поставок по взаимозачету на бюджет и дистрибьюция на аптечную
сеть, в том числе, и на собственную.
Классифицировать оптовый рынок в Челябинске крайне
затруднительно, поскольку сложившаяся за последние месяцы
экономическая ситуация в России вынудила организации, занимающиеся
любой торговлей (медикаментами в том числе) резко сократить объем
продаж и, соответственно, объем закупок. Изменилась структура
спроса. Цена на медикаменты стала, практически, единственным
критерием, его определяющим. В условиях полной предоплаты
подавляющее большинство оптовиков перешло на работу под конкретный
заказ от аптек, т.е. на снабжение с крупных складов, у которых
большие товарные запасы по сравнению с региональным
дистрибьютором.
Предполагаемое развитие рынка лекарственных средств
и изделий медицинского назначения
в Челябинской области
Активная экспансия национальных дистрибьюторов на региональный
рынок приводит к тому, что они начинают конкурировать между собой
по ценам. Это ведет к снижению цен на медикаменты до уровня,
близкого к себестоимости работы фирмы - оптовика. В результате
выживает сильнейший с большим количеством резервов.
Приближение склада к конечному потребителю медикаментов
(аптекам) исключает вторичное посредническое звено, тем самым
потребность в десятках средних и мелких оптовиков исчезает.
Количество вторичных дистрибьюторов естественным образом
сокращается.
Бесперебойное сбалансированное снабжение населения
качественными медикаментами, доступными по стоимости, возможно
лишь при наличии трех составляющих: производитель - оптовик -
аптека. Аптечная сеть на территории региона хорошо развита. Для
развития сильного регионального оптового звена возможны следующие
варианты:
1. При хорошо налаженных связях с аптеками и ЛПУ, т.е. при
сформированных каналах сбыта, полноценной информации о
потребностях больниц, аптек, подтвержденной платежеспособностью
последних, развитие прямых договоров с производителями
(российскими и зарубежными) с наращиванием объемов закупаемых
медикаментов, улучшением условий поставок (товарный кредит,
снижение цен). Результат - конкурентоспособность на рынке. Для
создания такой структуры необходимы гарантированные серьезные
объемы дистрибьюции, что в ближайшие 2-3 года возможно лишь в том
случае, если это будут государственные заказы. Можно выделить
перечень медикаментов, которые будут пользоваться обязательным
спросом: средства для лечения сахарного диабета,
противоопухолевые, противотуберкулезные, средства, применяющиеся в
психиатрии, при родовспоможении, средства для наркоза. Список
может быть расширен при укреплении бюджета и увеличении социально
защищенных программ. Обязательна работа по расширению ассортимента
медикаментов, пользующихся спросом в аптеках, с целью развития
этого важнейшего канала сбыта. Подобная структура может быть
создана лишь при условии поддержки администрации области и/или
города. Таких фирм должно быть 2-3, так как потребности области с
точки зрения потребности в препаратах каждого производителя, с
которым заключен договор, могут быть перекрыты именно таким
количеством поставщиков. Разделение каналов сбыта на большее
количество дистрибьюторов приведет к ухудшению условий поставок,
следовательно, к господству московских филиалов.
2. Второй путь развития или, скорее, выживания: параллельно с
работой по нескольким прямым контрактам с производителями,
предоставления себя в качестве готового оптового звена для одного
из национальных дистрибьюторов (филиализация фирмы). Вариант
временный.
3. Развитие оптового звена совместно с собственной аптечной
сетью. Это средний опт, который, скорее всего, будет вторичным.
Его величина будет зависеть от величины снабжаемой аптечной сети.
Этот путь также тупиковый, т.к. при увеличении количества филиалов
московских фирм может исчезнуть потребность в собственном оптовом
звене.
Таким образом, наиболее приоритетным с точки зрения развития
региональной оптовой фарматорговли является первый вариант.
При таком варианте развития оптовика расширяются возможности
для экономии бюджетных средств по следующим причинам:
- низкие цены на поставляемые медикаменты, сопоставимые с
ценами, предлагаемыми национальными дистрибьюторами (даже не их
филиалами);
- сбалансированные поставки медикаментов (в строгом
соответствии с заявками главных специалистов и ЛПУ);
- налоги поступают в региональный и местный бюджеты, а не
уходят за их пределы.
В результате резкой девальвации, инфляции и банковского
кризиса наступил спад в снабжении медикаментами. Нарастает дефицит
лекарственных средств (Л.С.) в аптечной сети (дефектура более
50 %) и лечебно - профилактических учреждений (ЛПУ). В 2,8-3 раза
возросли цены на импортные медикаменты (рост курса доллара по
отношению к рублю) и в 2,2-2,5 раза на отечественные Л.С. (закупка
импортного сырья, оборудования).
Состояние каналов дистрибьюции и спроса на медикаменты.
Дистрибьюция Л.С. от производителей и оптовиков происходит по
двум основным каналам:
1. Снабжение аптечных сетей и аптек (источник финансирования -
потребитель). На фоне падения покупательной способности населения
снижается объем продаваемых Л.С. и меняется структура спроса в
пользу дешевых Л.С. (увеличение доли российских, восточно -
европейских, турецких, индийских и пр. Л.С.).
2. Снабжение ЛПУ медикаментами (источник финансирования -
бюджетные закупки).
Осуществляется в основном по системе взаимозачетов через
региональных оптовиков и местных фарм. производителей. В
результате нарушений в системе торговли производитель - оптовик,
повышения цен и снижения ликвидности продукции региональных
предприятий - недоимщиков в бюджет нарастает дефицит в снабжении
ЛПУ жизненно важными препаратами.
Состояние оптовых дистрибьюторов и крупных аптечных сетей:
Оптовики и аптечные сети оказались в ситуации, когда при
получении от клиентов одного рубля они вынуждены платить
зарубежным фарм. производителям 2,5-2,8 рубля за полученный
товарный кредит, что очень проблематично из-за "сгорания" на
разнице курсов собственных средств и отсутствия банковских
кредитов. В итоге, практически все оптовые дистрибьюторы
медикаментов в России не могут оплатить в срок валютные контракты.
Состояние зарубежных фарм. производителей:
Вследствие задержки оплаты по валютным контрактам от
дистрибьюторов нарастает критическая кредиторская задолженность у
зарубежных производителей.
Их действия:
1. Сокращение расходов вплоть до ухода с рынков России
- резкое сокращение штатов (закрытие представительств);
- полное прекращение финансирования маркетинга (врачебные
симпозиумы, конференции, выставки, литература, презентации и пр.).
2. Снижение рисков
- активное сокращение кредиторской задолженности;
- переход на 100 % предоплату от дистрибьюторов после
погашения задолженности.
Действия российских фарм. производителей:
Российские производители, поднимая рублевую цену, фиксируют ее
в долларах (у.е.) и переходят на 100 % предоплату.
ПРОГНОЗ:
- Нарушение структуры торговли в результате длительного
"зависания" долгов у оптовиков, резкое уменьшение импорта жизненно
важных Л.С. и, как следствие, дальнейшее нарастание цен и дефицита
Л.С. в аптеках и ЛПУ, увеличение доли российских препаратов,
снижение качества лечения, увеличение заболеваемости, количества
тяжести осложнений и смертности населения.
- Монополизация рынка крупнейшими национальными
дистрибьюторами ("Протек", "СИА", "Инвакорп" и пр., г. Москва).
- Снижение поступления налогов в бюджет от региональных
дистрибьюторов и розничных аптечных организаций.
4. Анализ ценовой политики при регулировании тарифов
на услуги водоснабжения и водоотведения в 1998 году
За период регулирования тарифов на услуги водоснабжения и
водоотведения - 1998 год - утверждено 82 тарифа в 40 организациях:
сэкономлено бюджетных средств на сумму 6348257 руб.
При расчете и утверждении тарифов предусмотрен детальный и
углубленный подход к анализу статей затрат, включенных в
себестоимость тарифа в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации N 552 от 5 августа 1992 года "Об утверждении
Положения о составе затрат по производству и реализации
продукции".
Как показал анализ планируемой себестоимости, представляемой
организациями и предприятиями, основную долю в составе затрат, от
30 до 50 %, занимает "Амортизация", что вызывает значительное
удорожание тарифов на водоснабжение и водоотведение (Каслинское
ЖЭККУ, Ашинский ВК, и др.). Комитетом по политике цен
рекомендовано и практически осуществляется во исполнение
Постановления Правительства РФ N 627 "Об уточнении порядка расчета
амортизационных отчислений и переоценке основных фондов"
применение понижающего коэффициента к амортизационным отчислениям
до 0,5 в случаях, когда финансово - экономические показатели
предприятий и организаций после переоценки основных фондов резко
ухудшаются. Так например, УМП ЖКХ "Красненское" Верхнеуральского
района, Мирненское ЖКХ Сосновского района. По статье "Зарплата" на
практике осуществляется включение в себестоимость тарифа не более
10 минимальных з/плат и снятие 10 % от фонда з/платы на потери
рабочего времени по болезни. Как показали практические
исследования, только в 5 организациях из 40 уровень средней
з/платы составил 983 руб., т.е. превысил 10 минимальных з/плат, в
остальных 36 организациях средняя з/плата составляла от 400 до 850
руб.
Углубленному анализу при утверждении тарифов подвергаются
объемы оказанных услуг в натуральном выражении. Как показала
практика, во многих случаях предприятия, оказывающие услуги
водоснабжения и водоотведения, преднамеренно занижают объемы
полезного отпуска, увеличивают потери с целью удорожания тарифа.
Так, МП трест "Водоканал" г. Магнитогорска представил в расчете
18 % потерь, МУП "Водоканал г. Усть-Катава - 33,7 %, несмотря на
то, что Постановлением Губернатора области N 767 от 18.11.97 г. "О
государственном регулировании тарифов на услуги водоснабжения и
водоотведения" предусмотрено закладывать не более 9 % потерь и
разрабатывать мероприятия по снижению сверхнормативных потерь. В
спорных случаях с целью объективной оценки правильности включения
затрат в себестоимость услуг водоснабжения и водоотведения
отдельным предприятиям региональной энергокомиссией с последующим
контролем со стороны комитета по политике цен назначается
энергоаудит. В течение 1998 года энергоаудит проведен в 3
организациях (Каслинское ЖЭККУ, МУП "ЖКХ" г. Аши, МП "Коммунальное
хозяйство" г. Сим). Результатом проведенного энергоаудита явилось
снижение тарифов в Каслинском ЖЭККУ на услуги водоснабжения с 2
руб. 10 коп. до 1 руб. 80 коп., в МП "ЖКХ" г. Аши с 1 руб. 45 коп.
до 1 руб. 25 коп.
При утверждении тарифов на услуги водоснабжения и
водоотведения, учитывая их высокое социальное значение, комитетом
по политике цен проверяется рентабельность, которая должна быть не
выше 15 %, что значительно сдерживает тарифы и приводит к экономии
бюджетных средств, направляемых на содержание предприятий и
организаций социально - бытовой сферы.
5. Анализ ценовой ситуации на потребительском
рынке и меры по регулированию цен на нем
в Челябинской области
1. Основные задачи регулирования цен.
Потребительский рынок делится на четыре вида:
1) чисто конкурентный - это когда влияние отдельного
единичного продавца или отдельного покупателя на цену практически
отсутствует. Такие рынки созданы, например, в Челябинской области
в основном по продуктам питания, моющим средствам, лекарственным
средствам;
2) монополистический - на этом рынке влияет на цену продавец,
покупатель не имеет такой возможности. Рынок услуг естественных
монополистов ТЭК, ЖКХ, связь, транспорт;
3) монопсонистический - наоборот на цену влияет один
покупатель, а продавцы не могут влиять на цену, такой рынок был
создан в Челябинской области по закупу зерна от сельских
товаропроизводителей. Закуп молока молокозаводами;
4) олигополия - рынок продажи нефтепродуктов на территории
Челябинской области, т.е. продавцов несколько, но они действуют
как единый продавец на рынке по отношению к ценам. Например, рынок
по топливу.
Эффект вмешательства государства по регулированию цен зависит
от вида рынка.
II. Краткий анализ ценовой ситуации
на потребительском рынке
Ситуацию на потребительском рынке области можно разделить на
три периода.
Если взять стартовый момент либерализации цен, т.е. 1.01.92 г.
за единицу, то до начала 1995 года происходило падение жизненного
уровня населения, а следовательно, и платежеспособного спроса
населения.
Например, если рассмотреть соотношение индексов средней
заработной платы и индексов стоимости набора из 19 основных
продуктов питания, то оно выглядит следующим образом - 93 г. -
0,44, 94 г. - 0,39, 95 г. - 0,16.
Но в этих условиях у населения и в производстве были "живые"
деньги, работала банковская система и отсутствовал кризис
неплатежей.
В это же время имело место государственное регулирование цен и
тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и на
социально - значимые виды товаров и услуг посредством установления
предельных уровней рентабельности и торговых надбавок,
декларирование цен.
К началу 1995 года наблюдались процессы снижения темпов
инфляции, темпов роста цен, увеличение темпов роста заработной
платы населения и сформировалась конкурентная среда на
потребительском рынке. Процесс стабилизации длился до конца 1996
года. Приведенное соотношение было неизменным и составляло 0,16.
Реальные уровни указанных регуляторов были ниже предельно
установленных. Они сыграли свою роль в формировании рыночной среды
и были отменены постановлением Правительства РФ "О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен и тарифов" N 239
от 07.03.95 г. Таким образом ситуация ценообразования на
потребительском рынке осталась бесконтрольной (кроме лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, детского питания и
ритуальных услуг).
В период с начала 1997 года и до 17 августа 1998 года
наблюдался рост жизненного уровня населения, о чем свидетельствуют
указанные ранее соотношения, равные, соответственно, 0,4 и 0,42.
Начиная с августа т.г. произошло резкое падение жизненного
уровня населения в связи с обвальным падением курса рубля по
отношению к доллару США, кризисом неплатежей и задержкой выплат
заработной платы, пенсий и пособий. Указанный показатель опустился
до величины 0,25 и продолжает падать.
Стоимость набора из 19 основных продуктов питания по нормам на
одного человека в месяц начиная с 1 августа 1998 года по 1 декабря
1998 года увеличилась с 264 рублей до 437 рублей, или на 66 %, в
то же время средняя зарплата снизилась с 1115 рублей до 1070
рублей, или на 4 %.
На первый взгляд, ситуация схожа с периодом 1992-1994 гг., но
вышеперечисленные факторы резко обострили ценовое давление на
рынок.
Несмотря на то, что изменение курса рубля влияет только на
контрактную стоимость импортируемой продукции и товаров, выросли
отпускные и розничные цены в целом, включая торговые надбавки
посредников и продавцов, не зависящие от валютного курса.
Отпускные цены на продукцию и товары, производимые на
территории Челябинской области, возросли в меньшей степени (от 30
до 70 %), в основном в связи с удорожанием импортного сырья и
материалов. Однако, розничные цены масла животного в 3,1 раза, яиц
в 2,2 раза, мяса говядины в 1,5 раза, сахара в 2,45 раза.
Значительная часть продуктов питания в области не производится
(сахар, масло растительное, синтетические моющие средства) или
производится в недостаточных количествах (масло животное,
мясопродукты). Эти товары поступают в основном через посредников
по сформированным ими ценам.
Используя ажиотажный спрос населения, посредники и торгующие
организации дооценивали ранее закупленные, а также более дешевые
отечественные товары до уровня вновь поступающих импортных
аналогов. Проверки организаций, осуществляющих оптовую торговлю,
показали, что в августе - сентябре в 2-3 раза возросли торговые
надбавки к отпускным ценам социально значимых товаров (мука,
сахар, масло растительное, макаронные изделия) при одновременном
резком увеличении объемов их реализации (от 2 до 5 раз).
Значительную часть товаров оптовики получают от фирм,
расположенных за пределами области, на реализацию по ценам,
сформированным поставщиком, без указания цены изготовителя.
Аналогичная ситуация (увеличение размера торговых надбавок как
в процентах, так и в абсолютном размере, при одновременном росте
товарооборота) наблюдалась и в организациях розничной торговли.
В связи с дестабилизацией курса рубля цены даже на
отечественные товары изготовителями и посредниками устанавливаются
в долларах или условных единицах и пересчитываются в рубли на дату
платежа. В результате цены на товары зависят не от затрат на их
изготовление и не от спроса и предложения, а исключительно от
изменения валютного курса.
Таким образом, рост цен вызван не столько изменением затрат
организаций, закупающих импортные товары или материальные ресурсы,
не ростом покупательской способности (т.к. размеры пенсий и
минимальной заработной платы не увеличились), а в значительной
степени носит произвольный искусственный характер, является
результатом ажиотажного спроса, продиктованного неуверенностью
населения в завтрашнем дне.
В чем видим причины необоснованного роста цен:
1) Органы исполнительной власти субъектов РФ не имеют права
вмешиваться в формирование свободных цен и тарифов, в т.ч.
ограничивать или "замораживать" их уровень. Любые попытки
ограничить рост цен, даже на товары, закупаемые за счет средств
областного бюджета, опротестовываются в арбитражном суде.
2) Отсутствует нормативная база ограничения затрат, относимых
на себестоимость продукции, для формирования цен и тарифов, а
действующий порядок отнесения затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и формирование финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли, не содержит достаточно эффективных
ограничений. Поэтому понятие "необоснованное повышение цен" носит
субъективный характер.
3) Возможность согласовывать цены в условных единицах или
иностранной валюте согласно ст. 317 ГК РФ привела к зависимости
цен от курса валюты, а не от изменения затрат и покупательской
способности населения. Даже арендную плату и плату за обучение в
ВУЗах устанавливают в условных единицах или долларах США, хотя эти
расходы и не зависят от валютного курса.
В этих условиях меры, принимаемые субъектами РФ по введению
регулирования цен, не имеют правовой основы, являются
разрозненными и неэффективными.
Меры сдерживания роста цен в связи
с финансовым кризисом 17.08.98 г.
В условиях кризисных явлений в экономике, когда не действуют
рыночные рычаги, должно вступать в силу государственное
регулирование не только цен и тарифов, но деятельности
хозяйствующих субъектов, взявших на себя функции обеспечения
населения товарами первой необходимости. Для этого, по нашему
мнению, необходимо:
I. На федеральном уровне:
1. Принять закон о государственном регулировании цен и
тарифов, предусматривающий введение государственного регулирования
цен и тарифов в условиях кризисных явлений, формирование затрат, и
прибыли, полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления
по пресечению нарушений государственной дисциплины цен. Проект
закона "О Государственном контроле за ценами", в разработке
которого участвовал комитет, уже два года рассматривается
Государственной Думой РФ.
2. Предоставить право субъектам РФ принимать меры для
предотвращения возникновения ситуации социальной напряженности в
регионе, в том числе через любые формы регулирования цен и
тарифов.
II. На местном уровне:
1. Ускорить:
а) согласование проекта закона Челябинской области "О платных
услугах", прошедшего обсуждение на трех рабочих группах
- закон определяет правовые основы, регулирует отношения между
исполнителями и потребителями при введении, предоставлении и
оплате социально - значимых услуг на территории области;
- закон позволит обосновать условия регулирования цен и
тарифов на услуги монополий, рыночные услуги и социально -
значимые услуги;
б) принятие проекта закона Челябинской области "О формировании
затрат при установлении свободных рыночных цен и надбавок"
- целью закона является определение величины и способов
отнесения затрат на цены и тарифы продукции и услуг для
организаций, взаимодействующих с бюджетной сферой или находящихся
на государственном регулировании;
в) принятие постановления Губернатора области "О
государственном регулировании цен на лекарственные средства и
изделия медицинского назначения"
- целью настоящего постановления является экономия бюджетных
средств за счет усиления контроля в условиях проведения
взаимозачетов с бюджетом (ЛПУ);
- создание областного реестра больных, находящихся в ЛПУ, с
целью оптимизации потребности области в лекарственных средствах в
рамках пяти федеральных программ, определенных Минздравом РФ.
2. Реализовать механизм нормативного соотношения между
стоимостью закупаемого сельскохозяйственного сырья и стоимостью
вырабатываемой из него готовой продукции, поставляемой в
региональный продовольственный фонд согласно Федеральному Закону
от 02.12.94 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд" (ст. 6 п. 3).
3. Отпуск товаропроизводителями (включая предприятия
переработки) продукции для формирования областного
продовольственного фонда, а также в счет погашения недоимки по
налогам хозяйствующих субъектов в областной бюджет производить по
предоплатным ценам или за наличный расчет.
Сельхозтоваропроизводителям, предприятиям переработки
заключить с потребителями договоры на поставку продукции с
указанием периодичности изменения цен.
4. Принять на законодательном уровне регистрацию
(декларирование) повышения цен на продовольственную продукцию в
комитете по политике цен администрации области.
5. Запретить товаропроизводителям, получающим кредиты из
областного бюджета, вывоз продукции за пределы области без
разрешения администрации области. Такой же порядок распространить
на коммерческие структуры, закупающие продукцию у
товаропроизводителей.
6. Реализовать возможности Совета Ассоциации экономического
взаимодействия областей и республик Уральского региона по
проведению согласованной ценовой политики и по согласованию и
контролю за взаимными поставками продовольствия с целью
предотвращения неконтролируемого ввоза - вывоза.
7. Разработать мероприятия по организации сети
продовольственных магазинов (отделов) для реализации
продовольственных товаров первой необходимости малоимущим слоям
населения, по более низким ценам за счет части налога с продаж и
ресурсов областного продовольственного фонда, формируемого в счет
погашения недоимок по налогам в областной бюджет.
8. Временно ввести запрет на вывоз за пределы области основных
видов продовольствия.
6. Ценовая ситуация в жилищно - коммунальной сфере
Постановлением от 18.06.96 г. N 707 Правительство Российской
Федерации постановило:
- п. 7 - органами местного самоуправления утверждаются:
- нормативы потребления жилищно - коммунальных услуг;
- ставки и тарифы на жилищно - коммунальные услуги.
- п. 6 указанного постановления рекомендовано органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать
уровень платежей граждан за содержание и ремонт жилья и
коммунальные услуги в процентах к затратам по годам переходного
периода дифференцированно в зависимости от складывающейся
финансовой ситуации с учетом необходимости предоставления
гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных
услуг.
Постановлением от 27.05.96 г. N 305 Главы администрации
Челябинской области установлен предельный уровень платежей граждан
(в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и
коммунальные услуги без учета затрат на капитальный ремонт).
------------T--------------------T---------------T---------------¬
¦ ¦ Уровень платежей ¦ На начало ¦ На конец ¦
¦ ¦ граждан к затратам ¦ года ¦ года ¦
+-----------+--------------------+---------------+---------------+
¦ 1996 г. ¦ % ¦ 50 ¦ 50 ¦
¦ 1997 г. ¦ % ¦ 50 ¦ 50 ¦
¦ 1998 г. ¦ % ¦ 50 ¦ 55 ¦
¦ 1999 г. ¦ % ¦ 55 ¦ 60 ¦
¦ 2000 г. ¦ % ¦ 60 ¦ 70 ¦
¦ 2001 г. ¦ % ¦ 70 ¦ 80 ¦
¦ 2002 г. ¦ % ¦ 80 ¦ 90 ¦
¦ 2003 г. ¦ % ¦ 90 ¦ 100 ¦
L-----------+--------------------+---------------+----------------
В 1998 году были проведены проверки на следующих предприятиях:
1. АО "Южуралтэкс" - по выполнению постановлений Областной
Думы N 107 от 28.12.94 г. и Главы города Челябинска N 100 от
03.02.95 г. "Об утверждении порядка оплаты жилья и коммунальных
услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в общежитиях".
Проверка проведена по жалобе Суровцевой С.И., проживающей в
общежитии по ул. Абразивная, 50, кв. 31. Было установлено, что
жалоба Суровцевой необоснована, т.к. согласно расчету за ней
числится долг за период 1995-1997 гг. в сумме 555 руб. 34 коп.
2. МГУП ЖКХ г. Миасс;
3. МУП "Полетаевский жилкомхоз";
4. ТОО "Энтос" Металлургического района г. Челябинска;
5. МП ЖКО г. Пласт.
При проведении проверки предприятий жилищно - коммунального
хозяйства было установлено:
- МУП "Полетаевский жилкомхоз": при расчете и утверждении
тарифа на содержание и ремонт жилья были завышены статьи расходов,
что противоречит постановлению Законодательного собрания
Челябинской области от 17.04.97 г. N 79 "О проекте Закона области
"О внесении изменений и дополнений в Закон Челябинской области "Об
областном бюджете на 1997 год", статья 35. Законом установлено,
что размер расходов, направляемых на выплату заработной платы
работникам жилищно - коммунального хозяйства городов и районов
предусматривается из бюджетного фонда, исходя из шести минимальных
оплат труда и нормативной численности работающих. Администрацией
Сосновского района завышен тариф на содержание и ремонт 1 кв. м
жилья при утверждении почти в 2 раза. Комитетом по политике цен
администрации области предложено переутвердить тарифы и произвести
перерасчет с населением за 1997 год и 1 квартал 1998 года.
- ТОО "Энтос" Металлургического района: Муниципальным
унитарным предприятием по эксплуатации и ремонту жилого фонда
Металлургичхского района заключен договор подряда на эксплуатацию,
техническое обслуживание и текущий ремонт жилого фонда с частной
фирмой ТОО "Энтос". При проверке было установлено, что в состав
затрат были необоснованно включены полученные материалы и
дебиторская задолженность по взаимозачетам в счет финансирования
из бюджета. Кроме того, в смету расходов включена сумма на
приобретение основных средств, что противоречит методике
планирования, учета и калькулирования себестоимости жилищно -
коммунальных услуг, пункт 2.14, утвержденной приказом
Государственного комитета РСФСР по жилищно - коммунальному
хозяйству от 18.12.91 г. N 56.
- МП ЖКО г. Пласт: при формировании тарифа в состав затрат
включена материальная помощь, оказываемая каждому работнику
объединения, уходящему в очередной отпуск, в размере 2-х месячных
окладов в нарушение пункта 2.14 методики.
Во всех проверенных предприятиях жилищно - коммунального
хозяйства установлено:
- фактический тариф на содержание и ремонт 1 кв. метра жилья
ниже утвержденного;
- недофинансирование из бюджета;
- задолженность квартиросъемщиков.
Начиная с 1996 года население города Челябинска оплату
жилищно - коммунальных услуг производит в размере 50 % от затрат.
За прошедшие 3 года изменение тарифов было: с 01.10.96 г. на
отопление в 1,8 раза и с 01.04.98 г., в т.ч.
------------------------T--------T-------------------------------¬
¦ Тарифы за услуги в ¦За един.¦Изменения тарифов в 1998 году ¦
¦рублях в домах с полным¦ +-------T-------T-------T-------+
¦ благоустройством ¦ ¦с 01.01¦с 01.04¦с 01.07¦% роста¦
+-----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+
¦1. Содержание и ¦1 кв. м ¦ 0-67 ¦ 0-71 ¦ ¦ 5,9 ¦
¦ ремонт жилья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Услуги водопровода: ¦с 1 чел.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - водоснабжение ¦ ¦ 1-60 ¦ 1-62 ¦ ¦ 1,0 ¦
¦ - водоотведение ¦ ¦ 1-24 ¦ 1-26 ¦ ¦ 1,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Теплоснабжение: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ - отопление ¦1 кв. м ¦ 0-81 ¦ 0-91 ¦ ¦ 12,3 ¦
¦ - горячее водоснабж.¦с 1 чел.¦ 10-88 ¦ 12-18 ¦ ¦ 11,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ электроплит ¦ 1 пл. ¦ 1-28 ¦ 1-36 ¦ ¦ 6,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Содержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ мусоропровода ¦с 1 чел.¦ 0-40 ¦ 0-42 ¦ ¦ 5,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Обслуживание лифтов ¦с 1 чел.¦ 3-11 ¦ 3-88 ¦ ¦ 24,8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. Газоснабжение ¦с 1 чел.¦ 1-83 ¦ ¦ 4-24 ¦в 2,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ раза ¦
¦8. Электроснабжение ¦ за ¦ 0-11 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кВт/час ¦ 0-15 ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+--------+-------+-------+-------+--------
7. Ценовая ситуация на рынке
ритуальных услуг в 1998 году
В соответствии с Федеральным Законом "О погребении и
похоронном деле" стоимость гарантированного перечня услуг по
погребению по области установлена в размере 10 минимальных
размеров оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Фактическая стоимость гарантированного перечня по области
составила 1640 руб.
Анализ динамики цен по городам и районам области за прошедший
год показал, что фактическая стоимость гарантированного перечня
с января по октябрь 1998 года оставалась без изменений.
Цены и тарифы на основные виды продукции и услуги были
определены с учетом рентабельности 25 %, на предметы похоронного
ритуала, реализуемые в розничной сети с надбавкой 25 %.
Рост цен на ритуальные услуги отмечен в основном на 01.01.99
г., по г. Челябинску рост цен к январю 1998 года составил 43,9 %,
по г. Магнитогорску - 47,4 %, по Еткульскому району - 50 %.
ИНФОРМАЦИЯ
О СТОИМОСТИ ГАРАНТИРОВАННОГО ПЕРЕЧНЯ УСЛУГ
ПО ПОГРЕБЕНИЮ ЗА 1998 ГОД
----------------T-------------T--------------T-------------------¬
¦ Дата ¦ Челябинск ¦ Магнитогорск ¦ Еткульский район ¦
+---------------+-------------+--------------+-------------------+
¦на 01.01.98 г. ¦ 1569 ¦ 1187 ¦ 1400 ¦
¦ 01.02.98 г. ¦ 1569 ¦ 1187 ¦ 1400 ¦
¦ 01.03.98 г. ¦ 1569 ¦ 1187 ¦ 1400 ¦
¦ 01.04.98 г. ¦ 1569 ¦ 1187 ¦ 1400 ¦
¦ 01.05.98 г. ¦ 1569 ¦ 1187 ¦ 1400 ¦
¦ 01.06.98 г. ¦ 1569 ¦ 1187 ¦ 1400 ¦
¦ 01.07.98 г. ¦ 1569 ¦ 1187 ¦ 1400 ¦
¦ 01.08.98 г. ¦ 1569 ¦ 1187 ¦ 1400 ¦
¦ 01.09.98 г. ¦ 1569 ¦ 1187 ¦ 1400 ¦
¦ 01.10.98 г. ¦ 1569 ¦ 1238 ¦ 1400 ¦
¦ 01.11.98 г. ¦ 1569 ¦ 1238 ¦ 1400 ¦
¦ 15.11.98 г. ¦ 2020 ¦ 1238 ¦ 1600 ¦
¦ 01.12.98 г. ¦ 2020 ¦ 1238 ¦ 1600 ¦
¦ 11.01.99 г. ¦ 2259 ¦ 1750 ¦ 2100 ¦
L---------------+-------------+--------------+--------------------
Ценовая ситуация в общественном питании
Проверено выполнение письма Минэкономики и Финансов РФ N 6-Ф
от 11.02.92 г. "Об отмене взимания НДС с некоторых предприятий
общественного питания", постановления Главы администрации
г. Челябинска N 935-п от 05.10.95 г. "О торговых надбавках" в 17
столовых школ Курчатовского района ЗАО "Школьник", в 20 столовых
школ Металлургического района, в 22 столовых школ Калининского
района, в 18 столовых школ Советского района г. Челябинска, в 4
столовых школ г. Касли, в 27 столовых школ г. Миасса. Всего
проверкой охвачено 108 школьных столовых, из них нарушения
установлены в 3 школах Металлургического района г. Челябинска
(школы NN 14, 33, 140), в которых были завышены цены на блюда из
птицы, т.к. были завышены нормы списания сырья, включаемого в
калькуляцию стоимости блюд. В результате чего стоимость цыплят
отварных в школе N 33 была завышена на 50 коп. за порцию, перебор
составил 9 руб. 50 коп., в школе N 140 стоимость отварных кур была
завышена на 76 коп. за 1 порцию, перебор составил 106 руб. 40
коп., в школе N 14 стоимость плова из кур оказалась завышена на 37
коп., перебор составил 48 коп. Кроме того, в школе N 14 из-за
дробления и последовательного применения наценки 60 % стоимость
блюд также оказалась завышена и перебор с питающихся составил
22 руб. 35 коп.
Экономические санкции к этим школам не применялись из-за
незначительных сумм перебора, но приказом по районному управлению
образования Металлургического района за нарушения порядка и
ценообразования и допущенный перебор объявлен выговор директорам и
главным бухгалтерам этих школ (приказ N 111 от 03.04.98 г.).
8. Ситуация на рынке алкогольной продукции
В соответствии с постановлением Главы администрации области от
27.01.97 г. N 93 "О мерах по регулированию порядка реализации
алкогольной продукции" началась работа совместно с Законодательным
собранием области по принятию Закона "О мерах по регулированию
порядка реализации алкогольной продукции". В целях реализации
Закона, параллельно с его принятием, разработаны механизмы его
применения в сферах производство - розничная торговля.
Разработаны постановления Губернатора области:
"О порядке реализации на территории Челябинской области
региональной системы идентификации показателей качества
алкогольной продукции" от 26.06.98 г. N 335.
"О внесении изменений и дополнений в постановление Губернатора
области от 26.06.98 г. N 335" от 21.11.98 г. N 565-1.
"Об утверждении временного порядка изъятия, конфискации
алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном
обороте на территории Челябинской области" от 30.11.98 г. N 570.
Разработана "Методика расчета стоимости конфискованной
доброкачественной алкогольной продукции".
Проводится проверка соблюдения минимальных цен на алкогольную
продукцию, устанавливаемых Минэкономики РФ. Были выявлены
нарушения практически во всех проверяемых точках после введения
ограничения по минимальной цене в 1996-97 гг.
На ценниках откровенно записывается: "При покупке 1 ящика
водки - 5 бутылок бесплатно". Это так называемое завуалированное
нарушение, которое стало возможным благодаря несовершенству
ценового законодательства.
В 1998 году в результате внедрения системы идентификации в
области нарушения по минимальной цене практически сошли на нет.
Во исполнение Постановления Правительства РФ N 131 от
08.02.96 г. в городах и районах области проводятся ежемесячные
проверки по соблюдению порядка установления и применения цен на
алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов. За 1998 год
проверено 2005 предприятий, факты занижения минимальных розничных
цен на эту продукцию выявлены в 16 предприятиях, которыми
перечислено в бюджет 16 штрафов за административное правонарушение
на сумму 16,3 тыс. руб.
Комитетом по политике цен в 1998 году рассмотрены
7 материалов, поступивших от государственных налоговых инспекций
области, по вскрытым в результате их проверок фактам занижения
минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.
Частные предприниматели четырех предприятий перечислили в
бюджет штрафы за административное правонарушение на сумму
3340 руб.
Решением администрации Сосновского района N 223 от 22.07.98 г.
частный предприниматель Горбунов А.Г. лишен лицензии на право
торговли алкогольной продукцией за факты занижения минимальных
розничных цен на алкогольную продукцию.
Комитетом по политике цен направлено письмо администрации
Еткульского района, в котором предложено лишить лицензий на право
торговли алкогольной продукцией частных предпринимателей этого
района Косенкова А.В., Важенина М.Н., Ездина А.Н. за аналогичные
нарушения.
|