УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 17.12.2002 N 603
ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 1998 г. N 626
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ ЛЕСНОГО ФОНДА
(в ред. Постановления Губернатора
Челябинской области от 17.10.2000 N 400)
В соответствии со статьями 120 и 123 Лесного кодекса
Российской Федерации, для пользования участками лесного фонда в
культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целях, а
также для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления
побочного пользования
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить согласно приложению 1 Порядок пользования
участками лесного фонда для культурно - оздоровительных,
туристических и спортивных целей (рекреационные леса) в
Челябинской области.
2. Утвердить согласно приложению 2 Правила пользования
участками лесного фонда для заготовки второстепенных лесных
ресурсов и осуществления побочного лесопользования в Челябинской
области.
3. Обратиться в Законодательное собрание Челябинской области
для признания утратившим силу постановления Законодательного
собрания от 22.09.94 г. N 55 "Об утверждении нормативных актов по
пользованию лесным фондом на территории Челябинской области".
4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить
на заместителя Губернатора Челябинской области Согрина А.В.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
Приложение N 1
к постановлению
Губернатора
Челябинской области
от 31 декабря 1998 г. N 626
ПОРЯДОК
ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ ЛЕСНОГО ФОНДА
ДЛЯ КУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ, ТУРИСТИЧЕСКИХ
И СПОРТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ (РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЛЕСА)
В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Губернатора
Челябинской области от 17.10.2000 N 400)
I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с
требованиями Лесного кодекса Российской Федерации и Положением об
аренде участков лесного фонда Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 24.03.98 г. N 345.
1.2. К пользованию участками лесного фонда для культурно -
оздоровительных, туристических и спортивных целей относится
размещение лечебно - оздоровительных учреждений, домов и баз
отдыха, детских лагерей, спортивных сооружений, мест обслуживания,
устройство игровых и спортивных площадок, торговых точек, мест для
купания и массового отдыха населения, прокладка туристических
троп, прогулочных маршрутов и т.п., если это не влечет за собой
капитального строительства и изъятия земель из состава лесного
фонда.
1.3. Участки лесного фонда для культурно - оздоровительных,
туристических и спортивных целей могут передаваться гражданам и
юридическим лицам в пользование на правах аренды на срок до 49 лет
и краткосрочного пользования на срок до 1 года.
1.4. Представления о передаче участков лесного фонда в
пользование подготавливаются лесхозами с участием органов местного
самоуправления лесопользователей.
1.5. Размеры участков лесного фонда, предоставляемые в
пользование, определяются лесхозами по согласованию с органами
местного самоуправления.
II. Порядок пользования участками лесного фонда
для культурно - оздоровительных, туристических
и спортивных целей
2.1. Передача участка лесного фонда в аренду осуществляется по
передаточному акту, подписываемому лесхозом и лесопользователем.
При аренде участка лесного фонда обязательство арендодателя
передать участок лесного фонда арендатору считается исполненным
после подписания передаточного акта, если иное не предусмотрено
законом или договором аренды.
2.2. Права пользования участками лесного фонда для культурно -
оздоровительных, туристических и спортивных целей возникают на
основании договора аренды, с момента его государственной
регистрации и получения лесного билета при аренде участков лесного
фонда, на основании лесного билета при краткосрочном пользовании.
2.3. Граждане и юридические лица, получившие в пользование
участок лесного фонда, могут осуществлять на нем только тот вид
пользования, который определен в разрешительных документах.
2.4. По истечении срока пользования участок лесного фонда
возвращается лесхозу по передаточному акту, в состоянии, пригодном
для ведения лесного хозяйства.
III. Права и обязанности лесопользователей
3.1. Лесопользователи, получившие участок лесного фонда в
пользование, осуществляют права пользования свободно, если это не
ухудшает состояние лесов, не наносит вред окружающей природной
среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
3.2. Запрещается использование участков лесного фонда в целях
и способами, которые противоречат требованиям лесного
законодательства Российской Федерации.
З.З. Лесопользователи производят благоустройство при наличии
проекта благоустройства территории участка лесного фонда.
3.4. При осуществлении лесопользования лесопользователи имеют
право:
- получать в установленном порядке информацию об участках
лесного фонда, передаваемых им в пользование;
- осуществлять пользование в установленных пределах;
- возводить на срок лесопользования рекреационные сооружения и
малые архитектурные формы (беседки, скамейки и т.д.) согласно
проекту благоустройства.
3.5. Обязанности лесопользователей при осуществлении ими
лесопользования на участках лесного фонда:
- осуществлять пользование участками лесною фонда в
соответствии с лесным законодательством Российской Федерации;
- соблюдать условия лесного билета, договора аренды;
- не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей
природной среде;
- соблюдать на участках лесного фонда правила пожарной
безопасности в лесах и проводить на указанных участках
противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного
пожара обеспечить его тушение;
- приводить земли на участках лесного фонда, представленные в
пользование, в состояние, указанное в договоре аренды или лесном
билете, за свой счет;
- сдавать участки лесного фонда по передаточному акту лесхозу
после завершения на них пользования;
- возмещать убытки и потери лесного хозяйства в установленном
порядке;
- своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом;
- соблюдать санитарные правила в лесах и выполнять иные
требования, установленные федеральным органом управления лесным
хозяйством и его территориальными органами;
- предоставлять в установленном порядке информацию о
пользовании лесным фондом, а также информацию, необходимую для
определения размеров платежей за пользование лесным фондом
лесхоза, органам государственной статистики в Челябинской области.
3.6. В участках лесного фонда, передаваемых в пользование для
культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целей,
запрещается:
- самовольная застройка территории;
- загрязнение мест отдыха бытовыми отходами и мусором;
- въезд на машинах на берега водоемов и их загрязнение;
- повреждение деревьев, кустарников, плодородного слоя почвы.
3.7. Лесхоз, предоставляющий в пользование участок лесного
фонда для культурно - оздоровительных, туристических и спортивных
целей, обязан:
- подготовить, после получения заявления на выделение участка
лесного фонда в пользование совместно с лесопользователем,
представление о передаче участка лесного фонда для культурно -
оздоровительных, туристических и спортивных целей;
- передавать лесопользователю по передаточному акту участок
лесного фонда в аренду на основании решения администрации области
и договора аренды, в краткосрочное пользование на основании
решения органов местного самоуправления и лесного билета;
- осуществлять государственный контроль за пользованием лесным
фондом;
- в случае нарушения лесного законодательства принимать в
установленном порядке меры к возмещению ущерба лесному хозяйству;
- предоставлять лесопользователю во временное пользование в
установленном порядке информацию о лесном фонде.
IV. Плата за пользование участками лесного фонда
в культурно - оздоровительных, туристических
и спортивных целях
4.1. Плата за пользование участками лесного фонда взимается в
виде лесных податей или арендной платы.
4.2. Ставки лесных податей и арендной платы определяются по
гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда.
4.3. Ставки лесных податей устанавливаются законодательным
собранием Челябинской области или определяются по результатам
лесных аукционов.
4.4. Арендная плата, ее размер, порядок, условия и сроки ее
внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.
4.5. Лесные подати и арендная плата за пользование участками
лесного фонда в культурно - оздоровительных, туристических и
спортивных целях поступают в бюджет области и используются в
соответствии с действующим законодательством.
(в ред. Постановления Губернатора Челябинской области от
17.10.2000 N 400)
Заместитель
Губернатора
Челябинской области
А.В.СОГРИН
Приложение N 2
к постановлению
Губернатора
Челябинской области
от 31 декабря 1998 г. N 626
ПРАВИЛА
ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКАМИ ЛЕСНОГО ФОНДА
ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Губернатора
Челябинской области от 17.10.2000 N 400)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Правила пользования лесным фондом для заготовки
второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного
лесопользования разработаны в соответствии с требованиями Лесного
кодекса Российской Федерации, Положением об аренде участков
лесного фонда в Российской Федерации и регулируют отношения,
возникающие при лесопользовании в целях создания условий для
рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного
пользования второстепенными лесными ресурсами и недревесной
продукцией леса, их воспроизводства, охраны и защиты.
1.2. Настоящие Правила применяются при заготовке
второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного
лесопользования и предусматривают следующие виды деятельности:
заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты,
пихтовых, сосновых и еловых лап, новогодних елок и других);
побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота,
размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и
сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, черемши, других
пищевых ресурсов, лекарственных растений и технического сырья,
сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды
побочного лесопользования, перечень которых утверждается
Федеральной службой лесного хозяйства России).
1.3. Осуществлять побочное лесопользование и производить
заготовку второстепенных лесных ресурсов могут юридические лица и
граждане, которым это право предоставлено в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
1.4. Участки лесного фонда предоставляются гражданам и
юридическим лицам на следующих правах пользования: аренды,
безвозмездного пользования и краткосрочного пользования. Права
пользования участками лесного фонда осуществляются на основе
признания многофункционального значения лесов (одновременного
использования разными лицами и в разных целях). В аренду и
безвозмездное пользование участки лесного фонда передаются на срок
от одного года до 49 лет, в краткосрочное пользование на срок до 1
года. Право безвозмездного пользования предоставляется
сельхозорганизациям на участках лесного фонда, ранее находившихся
в их владении.
1.5. Граждане имеют право свободно, без выписки лесного билета
пребывать в лесах области для отдыха и сбора в личное потребление
дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых
продуктов леса, лекарственного и технического сырья.
1.6. Пребывание граждан в лесах области, сбор дикорастущих
плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов леса,
лекарственного и технического сырья может быть ограничено или
запрещено в порядке, определяемом нормативными правовыми актами
Челябинской области в интересах пожарной безопасности, ведения
орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в
лесах заповедников, заказников, национальных и природных парков и
других особо охраняемых территорий в связи с установленным в них
режимом лесопользования или их статусом.
1.7. Граждане и лесопользователи обязаны применять технологию
заготовки и сбора дикорастущей продукции в лесном фонде,
исключающую истощение имеющихся ресурсов, сохранять информационные
знаки, дренажные системы и дороги, соблюдать установленный порядок
и сроки сбора.
1.8. При заготовке второстепенных лесных ресурсов и
осуществлении побочного лесопользования на предоставленных
участках лесного фонда лесопользователю разрешается возведение
временных сооружений типа сторожек, сушилок, навесов для хранения
сырья и готовой продукции, грибоварен, настилов, дорог, мостов и
т.д. по согласованию с лесхозом, о чем делается отметка в договоре
и лесном билете.
Древесина, необходимая для сооружения временных строений,
отпускается лесопользователям на общих основаниях.
Возведение построек капитального типа в лесном фонде без
оформления соответствующего разрешения запрещено.
II. СРОКИ ЗАГОТОВКИ, УЧЕТ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ
И ВИДОВ ПОБОЧНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1. Сроки заготовки второстепенных лесных ресурсов и
осуществления побочного лесопользования в течение года зависят от
времени массового созревания урожая ягод, плодов, орехов или
оптимального накопления полезных биологически активных веществ в
пищевых и лекарственных растениях и устанавливаются органами
местного самоуправления по предложению лесхозов.
2.2. Территориальное размещение побочного лесопользования и
второстепенных лесных ресурсов по видам, их количественная и
качественная оценка выполняются проведением лесоустройства или
экспедициями специализированных и научных организаций. Лесхозы и
лесопользователи могут осуществлять текущий учет сырьевых
ресурсов.
Для определения урожая текущего года, возможного объема
заготовок по каждому виду второстепенных лесных ресурсов и
побочного лесопользования могут применяться ГОСТы и ОСТы,
различные методики учета урожая и определения сырьевых лесных
запасов плодов, ягод, грибов, пищевых и лекарственных растений,
второстепенных лесных ресурсов.
2.3. Площади сенокосных угодий, размер и качество участков,
пригодных для выпаса скота без нанесения ущерба лесу, определяются
лесхозами.
III. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА НА ЗАГОТОВКУ
ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОБОЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
3.1. Право пользования участками лесного фонда для заготовки
второстепенных лесных материалов и осуществления побочного
лесопользования возникает с момента государственной регистрации
договора аренды, подписания протокола о результатах лесного
аукциона, получения лесного билета, ордера или лесорубочного
билета.
3.2. По договору аренды участка лесного фонда для заготовки
второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного
лесопользования лесхоз Федеральной службы лесного хозяйства России
(далее - арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю
(далее - арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от
одного года до сорока девяти лет для осуществления одного или
нескольких лесопользований.
3.3. Для заготовки второстепенных лесных ресурсов и
осуществления побочного лесопользования участки лесного фонда
предоставляются в аренду на основании решения органа
исполнительной власти Челябинской области или по результатам
лесных конкурсов по представлению Челябинского управления лесами,
в краткосрочное пользование - на основании решения органов
государственной власти области или по результатам лесных аукционов
по представлению лесхозов.
Организация и проведение лесных аукционов и конкурсов
осуществляются в порядке, определяемом Федеральной службой лесного
хозяйства России.
3.4. На основании протокола о результатах проведения лесных
конкурсов заключается договор аренды участка лесного фонда для
заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного
лесопользования с ежегодной выпиской лесного билета (на побочное
лесопользование) и ордера или лесорубочного билета (на заготовку
второстепенных лесных ресурсов).
На основании решения органа государственной власти области или
протокола о результатах лесного аукциона, имеющего силу договора,
участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование
посредством выдачи лесопользователю лесорубочного билета, ордера
или лесного билета.
Лесопользователям, длительное время осуществлявшим свою
деятельность на данной территории, участки лесного фонда
предоставляются в аренду на срок от одного до пяти лет на
основании решения администрации области.
3.5. Преимущественное право на заготовку второстепенных лесных
ресурсов и осуществление побочного лесопользования предоставляется
лесхозам, юридическим лицам и гражданам, длительное время
осваивающим данный участок лесного фонда.
Лесхозы производят заготовку второстепенных лесных ресурсов и
осуществляют побочное пользование на своей территории бесплатно,
но с выпиской разрешительного документа (лесной или лесорубочный
билеты) в установленном порядке.
3.6. Заготовительные конторы и иные организации, а также
граждане, производящие закуп продукции побочного лесопользования
или второстепенных лесных ресурсов от местного населения, должны
пройти регистрацию в органах местного самоуправления и оформить в
соответствующем лесхозе разрешительные документы (лесной или
лесорубочный билеты) с оплатой за конкретный вид и объем
закупаемой продукции леса.
3.7. Передача участков лесного фонда в пользование оформляется
актом приема - передачи.
IV. ПОРЯДОК ЗАГОТОВКИ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
4.1. СЕНОКОШЕНИЕ И ПАСТЬБА СКОТА
4.1.1. Для сенокошения и пастьбы скота в лесном фонде
выделяются участки лесного фонда из категории сельскохозяйственных
угодий (сенокосы, выгоны, пастбища).
4.1.2. Сенокошение и пастьба скота временно может проводиться
на участках лесного фонда и в категории лесных земель, как
покрытых так и не покрытых лесной растительностью, до проведения
на них лесохозяйственных и лесовосстановительных мероприятий,
намеченных лесоустройством.
Для этого по заявкам лесопользователей лесхозы могут после
специального обследования в натуре временно передавать под
сенокошение и пастьбу скота участки лесного фонда, пригодные для
сенокошения и пастьбы скота. Сроки пользования и условия передачи
участков лесного фонда, обязательства лесопользователя по возврату
участков лесного фонда в пригодном для проведения в них
лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, размер платы за
обследование, отвод и передачу участков лесного фонда определяются
отдельным договором между лесхозом и лесопользователем.
4.1.3. Запрещается пастьба скота:
- на площадях лесных культур;
- в естественных молодняках и насаждениях с подростом;
- на вырубках и других участках, предназначенных под
естественное возобновление древесных пород;
- на площадях с легко размываемыми и развеваемыми почвами;
- в лесах заповедников, национальных парков, природных парков,
памятников природы, имеющих научное или историческое значение, в
лесопарковых частях зеленых зон вокруг городов и населенных
пунктов, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Пастьба скота на особо защитных участках лесов может быть
запрещена или ограничена в каждом конкретном случае по решению
администрации области.
4.1.4. Владельцы скота обязаны по требованию лесхоза
огораживать скотопрогоны или пастбища во избежание потрав лесных
культур, питомников, молодняков естественного происхождения и
других ценных участков леса.
Пастьба скота без пастуха на предоставленных в лесном фонде
пастбищах запрещается и может быть разрешена лишь на огороженных
участках или на привязи.
Пастьба коз в лесном фонде запрещена. Лесхозы могут разрешать,
в порядке исключения, пастьбу коз на отдельных участках,
предварительно огороженных владельцами скота.
4.1.5. Первоочередным правом на получение участков лесного
фонда для сенокошения и пастьбы скота пользуются лесхозы на своей
территории, для чего из имеющихся по материалам лесоустройства
площадей выделяются:
служебные земельные наделы для сенокошения работникам
государственной лесной охраны и другим категориям работников
лесхоза, имеющим право на их получение, а также участки для
пастьбы скота указанным работникам, содержащим скот;
участки для сенокошения и пастьбы скота работникам лесного
хозяйства, содержащим скот, но не пользующихся правом на получение
служебных земельных наделов;
участки для обеспечения кормами общественного животноводства в
подсобных сельских хозяйствах лесхозов.
Размеры земельных служебных наделов для сенокошения
определяются, исходя из средней урожайности лесных сенокосов по
материалам лесоустройства, фактического наличия скота в личном
пользовании работников и потребного количества грубых кормов по
существующим нормам.
4.1.6. Сведения об остальных площадях, пригодных для
сенокошения и пастьбы скота лесхозы представляют в органы местного
самоуправления и Челябинское управление лесами не позднее, чем за
два месяца до начала сезона сенокошения или пастьбы скота для
распределения их между лесопользователями.
4.1.7. Органы государственной власти области выносят решение о
распределении площадей, пригодных для сенокошения и пастьбы скота
в краткосрочное пользование между сельскохозяйственными
организациями, фермерскими хозяйствами, другими организациями и
гражданами, содержащими в личном хозяйстве скот, о чем сообщают
лесхозам не позднее двух недель до начала сезона сенокошения или
пастьбы скота.
Преимущественным правом на получение участков лесного фонда
для сенокошения и пастьбы скота пользуются при прочих равных
условиях организации и граждане, принимающие участие в
лесовосстановительных работах, лесоразведении, проведении других
лесохозяйственных работ.
4.1.8. Сроки и нормы выпаса скота определяются органами
местного самоуправления по представлению лесхозов, учитывая при
этом, что норматив потребной площади лесного пастбища для выпаса
одной головы крупного рогатого скота должен быть не менее 5
гектаров.
4.1.9. Сенокошение и пастьба скота на участках лесного фонда
производится в соответствии с выданным билетом на побочное
лесопользование.
Лесхозы обеспечивают выдачу лесных билетов и определяют в
натуре участки лесного фонда для сенокошения и пастьбы скота.
4.1.10. Участки лесного фонда для сенокошения и пастьбы скота,
не использованные в установленные сроки, передаются другим
лесопользователям (организациям или гражданам) в установленном
порядке.
4.1.11. В случае предоставления участков лесного фонда для
сенокошения и пастьбы скота в пользование на лесопользователя
возлагаются обязанности по проведению мероприятий по улучшению
сенокосов и пастбищ, о чем делается оговорка в договоре аренды.
4.2. РАЗМЕЩЕНИЕ УЛЬЕВ И ПАСЕК, БОРТНИЧЕСТВО
4.2.1. Участки лесного фонда для размещения ульев и пасек
предоставляются преимущественно на опушках леса, прогалинах и
других непокрытых лесом землях без рубки леса, расчистки, распашки
земель. Пасеки должны размещаться, как правило, не ближе трех
километров одна от другой.
4.2.2. Участки лесного фонда для размещения ульев и пасек или
бортничества могут предоставляться в аренду или краткосрочное
пользование.
4.2.3. Пользование участком лесного фонда, предоставленного
для размещения ульев и пасек или бортничества, может быть
прекращено в случаях его изъятия для государственных нужд, либо
назначения в рубку, независимо от установленного срока
пользования, с предупреждением об этом лесопользователя не менее
чем за один месяц и предоставлением другого равноценного участка.
4.3. ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСНЫХ СОКОВ
4.3.1. Заготовка древесных соков допускается на участках
спелого леса, подлежащего рубке главного пользования не ранее, чем
за пять лет до рубки.
В средневозрастных и приспевающих насаждениях заготовка сока
допускается у деревьев, назначенных в рубку по промежуточному
пользованию.
Заготовка должна производиться способами, обеспечивающими
сохранение технических свойств древесины.
4.3.2. Для подсочки подбираются участки здорового леса первого
и второго класса бонитета, с полнотой не менее 0,4 и количеством
деревьев на одном гектаре не менее 200 шт. и деревья, назначенные
в промежуточное пользование.
4.3.3. В подсочку назначаются деревья диаметром на высоте
груди не менее 20 см.
Перед сверлением канала часть грубой коры снимают стругом или
топором без повреждения луба. Каналы просверливают буравом после
начала сокодвижения с некоторым уклоном для лучшего стока сока.
Диаметр канала - 1 см, глубина - 2 см (без учета толщины коры).
Под желобком устанавливается сокоприемник. Количество подсочных
отверстий на одном дереве зависит от его диаметра: диаметр
20 - 26 см - 1 отверстие; 27 - 34 см - 2 отверстия; 35 - 40 см -
3 отверстия; свыше 40 см - 4 отверстия.
После окончания сезона подсочки желобки снимают, а отверстия
закрывают деревянной пробкой и замазывают садовым варом, садовой
замазкой или глиной с известью для предупреждения заболеваний
деревьев.
В следующий сезон подсочки новое отверстие сверлится на
расстоянии не менее 20 см от старого.
4.4. ЗАГОТОВКА ДИКОРАСТУЩИХ ПЛОДОВ
4.4.1. На территории области в отдельных районах может
осуществляться заготовка некоторых видов дикорастущих плодов
(облепихи, калины, рябины, шиповника и т.д.).
Категорически запрещается рубка плодоносящих деревьев с целью
получения плодов.
4.4.2. На время предоставления участков лесного фонда для
заготовки плодов на лесопользователей возлагается охрана плодовых
насаждений, осуществление мероприятий по повышению урожайности,
проведению биотехнических и других работ по содействию
естественному возобновлению наиболее ценных пород.
4.5. ЗАГОТОВКА ДИКОРАСТУЩЕГО ПИЩЕВОГО СЫРЬЯ
4.5.1. Заготовка дикорастущего пищевого сырья включает в себя:
заготовку дикорастущих ягод (клюква, брусника, черника,
черемуха, земляника, костяника, малина, ежевика);
заготовку грибов (белые, лисички, подберезовики, подосиновики,
грузди, маслята, опята и т.д.);
заготовку растительного пищевого сырья (папоротник - орляк,
черемша и т.д.).
4.5.2. Заготовка и сбор ягод, грибов, пищевого растительного
сырья должна производиться технологическими способами, не
наносящими вреда ягодникам, грибницам и обеспечивающими их
воспроизводство.
4.6. ЗАГОТОВКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ, ТЕХНИЧЕСКОГО СЫРЬЯ
4.6.1. Организации и граждане могут производить в
установленном порядке заготовку лекарственного сырья (листьев,
цветов, плодов, почек, корней, корневищ, клубней травянистых
растений, кустарников и деревьев) и технического сырья (ивового,
дубового корья и т.д.) в объемах, обеспечивающих своевременное
восстановление растений и воспроизводство их запасов.
4.6.2. Перечни лекарственных растений и технического сырья,
заготовка которых производится по лицензии, утверждаются
администрацией области. Сбор растений, включенных в Красную Книгу
Российской Федерации, запрещается.
4.7. ЗАГОТОВКА МХА, КАМЫША, СУХОГО ЛИСТА, ПОДСТИЛКИ И Т.Д.
4.7.1. Заготовка мха, сухого листа, камыша и лесной подстилки
производится для их использования в качестве вспомогательного
материала для строительства, а также корма и подстилки для
сельскохозяйственных животных или приготовления компоста только по
лесному билету. При заготовке не должен наноситься вред окружающей
природной среде.
4.7.2. Нормы заготовки устанавливаются органами местного
самоуправления по представлению лесхозов.
4.8. ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСНОЙ ЗЕЛЕНИ И КОРЫ
4.8.1. К древесной зелени относятся хвойная лапка и побеги
лиственных пород с диаметром среза менее 6 мм.
4.8.2. Заготовка древесной зелени для изготовления хвойно -
витаминной муки и хлорофилло - каротиновой пасты (сосновая лапка),
а также веников лиственных пород (береза, осина, ива и т.д.) для
бытовых нужд и веточный корм скоту разрешается только со
срубленных деревьев в местах разработки лесосек рубок главного и
промежуточного пользования и при проведении прочих рубок.
4.8.3. Для производства пихтового масла разрешается ручная
заготовка в спелых пихтовых насаждениях древесной зелени с
диаметром среза до 8 мм весенне - летней заготовки с растущих
деревьев диаметром не менее 28 см, путем обрезки ветвей на
протяжении не более 30 процентов живой кроны. Длина оставленных на
деревьях оснований сучьев должна быть не менее 30 см. Повторные
заготовки пихтовой лапки в одних и тех же насаждениях допускаются
не ранее чем через 5 лет.
4.8.4. Ивовое корье заготавливается в весенне - летний период
со срубленных побегов ивы, которые после снятия коры укладывают в
кучи, укрепленные с боков кольями. Снимать кору с растущих
деревьев запрещается.
4.8.5. Заготовку еловой коры ведут на лесосеках со срубленных
деревьев или на нижних складах с еловых сортиментов, а также во
время окорки лесоматериалов.
4.9. ЗАГОТОВКА ПНЕЙ, БЕРЕСТЫ
4.9.1. Заготовка пневого осмола разрешается в лесах всех групп
на площадях, где она не может нанести значительного ущерба
насаждениям, молодому подросту.
4.9.2. Заготовка пневого осмола не допускается на участках
лесного фонда по берегам рек, озер, на склонах гор, где возможны
эрозионные процессы, в особо защитных участках лесов 1 группы, в
молодняках с полнотой 0,8 - 1,0, на площадях лесных культур с
густотой посадки более 8 тысяч штук на 1 гектар.
4.9.3. Допускается заготовка соснового пневого осмола:
тракторным способом - в молодняках с полнотой до 0,4;
взрывным способом - в молодняках с полнотой 0,5 - 0,8;
В молодняках I-II классов возраста при взрывном способе работ
разрешается заготовка в хвойных молодняках 50 пней с одного
гектара, в лиственных молодняках - 100 пней с одного гектара.
4.9.4. Заготовка бересты производится с растущих деревьев
только на лесосеках, подлежащих рубке в текущем году.
Заготовка бересты производится в период цветения березы, когда
береста легко отделяется от зеленой лубяной части коры.
С деревьев толщиной 10-12 см на уровне груди разрешается
снимать кору не более чем на половину окружности ствола.
Запрещается снимать бересту с деревьев, предназначенных для
заготовки фанерного кряжа.
4.9.5. Заготовка бересты производится по всей площади,
указанной в лесном билете, как растущих деревьев, так и с
валежного и мертвого леса.
Запрещается рубка деревьев с целью заготовки бересты, за
исключением случаев, когда заготовка бересты непосредственно
предшествует лесозаготовкам или производится одновременно с ними.
4.10. ОСОБЕННОСТИ ЗАГОТОВКИ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПОБОЧНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПЛАНТАЦИЯХ И ОКУЛЬТУРЕННЫХ ПЛОЩАДЯХ
4.10.1. На территории лесного фонда могут находиться
окультуренные и плантационные насаждения.
Окультуренными считаются насаждения, где проведены
лесохозяйственные мероприятия (изреживание, посадка культурных
растений, прививки в крону и т.д.), улучшающие видовой и
качественный составы насаждений.
4.10.2. Доступ населения к ресурсам плантационных и
окультуренных насаждений (облепиха, лекарственные травы, клюква,
орехи и т.п.) может ограничиваться или запрещаться лесхозами.
4.10.3. Заготовку ягод, орехов и плодов, лекарственного сырья
на территории окультуренных и плантационных насаждений лесхозы
осуществляют своими силами или сдают в аренду на основании
разрешительных документов.
V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛЕСХОЗА
5.1. Лесхоз имеет право:
вносить предложения по пересмотру условий договора аренды
участка лесного фонда или расторгать договор аренды в соответствии
с лесным и гражданским законодательством;
проводить лесохозяйственные мероприятия на участках лесного
фонда, переданных в аренду в соответствии с его функциями по
управлению лесным хозяйством;
осуществлять контроль за соблюдением лесного законодательства,
норм, правил лесопользования, ведения лесного хозяйства и
побочного лесопользования;
в установленном порядке направлять в соответствующие
государственные органы материалы о привлечении лесопользователей к
административной и уголовной ответственности, предъявлять иски в
суды или арбитражные суды о возмещении ущерба, причиненного ими
лесному хозяйству, и налагать административные штрафы;
получать от лесопользователей сведения, справочные и другие
материалы об использовании, воспроизводстве, охране и защите леса,
обусловленных в договоре аренды;
приостанавливать и ограничивать права пользования участками
лесного фонда в случае нарушения лесопользователем требований
лесного законодательства, невыполнения условий лесорубочного
билета, ордера, лесного билета или прекращать права пользования в
случаях систематического (более двух раз) нарушения лесного
законодательства, аварий, стихийных бедствий, носящих чрезвычайный
характер, систематического или более трех месяцев в течение года
невнесения платежей за пользование лесным фондом, невыполнения
лесопользователем лесовосстановительных работ, а также
несоблюдения правил пожарной безопасности, изъятия участка лесного
фонда для государственных нужд;
привлекать в установленном законодательством области порядке
лесопользователей для тушения лесных пожаров.
5.2. Лесхоз обязан:
проводить отвод участков лесного фонда и определять наличие
второстепенных лесных ресурсов для заготовки и осуществления
побочных лесопользований, выдавать лесорубочные билеты, ордера,
лесные билеты;
оплачивать затраты лесопользователей за выполненные ими
лесохозяйственные и лесовосстановительные работы, предусмотренные
договором аренды или разрешительным документом;
обеспечивать лесопользователей, за их счет, необходимыми
лесоустроительными материалами, материалами других экспедиций;
согласовывать лесопользователям места размещения
производственных и хозяйственных построек, площадок для
складирования второстепенных лесных ресурсов и продукции побочного
лесопользования, строительства дорог и автостоянок, необходимых
для осуществления лесопользования;
оказывать методическую помощь в выборе методов и способов
ресурсно - восстановительных работ;
осуществлять контроль за правильностью заготовки
второстепенных лесных ресурсов, продукции побочного
лесопользования, оплаты лесных податей и арендной платы.
VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
6.1. Лесопользователь имеет право:
самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по
заготовке второстепенных лесных ресурсов и осуществлению побочных
лесопользований;
собственности на заготовленную продукцию и доходы, полученные
в результате ее реализации;
осуществлять в установленном порядке строительство временных
производственных сооружений, связанных с заготовкой второстепенных
лесных ресурсов и осуществлением побочного лесопользования;
вносить предложения по пересмотру условий или расторжению
договора на лесопользование;
выступать в защиту своих законных интересов (в случаях их
нарушения) в судах и арбитражных судах, а также на возмещение
понесенных убытков;
при возникновении стихийных бедствий (лесной пожар, ветровал,
размножение вредителей и т.п.) лесопользователь освобождается от
расходов на восстановление участков, подвергшихся этим бедствиям.
6.2. Лесопользователь обязан:
вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии
почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие
пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а
также состояние водоемов и других природных объектов;
соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в
местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае
возникновения лесных пожаров обеспечивать их тушение;
не оставлять заготовленную продукцию после срока окончания ее
заготовки и вывозки, не оставлять после окончания работ
захламленности;
приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные в
результате заготовки второстепенных лесных ресурсов и
осуществления побочных лесопользований, в состояние, пригодное для
использования по назначению;
проводить сдачу лесхозам участков лесного фонда после
окончания на них работ;
осуществлять лесовосстановительные или природоохранные
мероприятия способами за счет средств, указанных в договоре
аренды, лесорубочном билете, ордере или лесном билете;
своевременно и в установленном размере вносить арендную плату
и лесную подать за лесопользование;
соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования,
установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным
фондом, а также предписания должностных лиц государственных
органов управления лесным хозяйством, государственных органов
охраны окружающей природной среды;
предоставлять в установленном порядке информацию по
лесопользованию в органы, выдавшие разрешительные документы;
производить прием заготовленной продукции, в том числе и от
местного населения, по ведомости на закупку сельскохозяйственных
продуктов и отмечать количество сданной продукции в лесном билете
сборщика, что оговаривается в договоре;
при реализации (поставки) продукции иметь при себе лесной
билет на осуществление побочных лесопользований;
своевременно уплачивать начисленные штрафные санкции и
возмещать ущерб, причиненный лесному хозяйству, за совершенные
лесонарушения.
VII. ПЛАТА ЗА ЗАГОТОВКУ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ
РЕСУРСОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОБОЧНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
7.1. За заготовку второстепенных лесных ресурсов и
осуществление побочного лесопользования взимается плата в виде
лесных податей (краткосрочное пользование).
Арендная плата, ее размеры и сроки определяются договором, а
за сезонное лесопользование оплачивается лесная подать при
оформлении лесного билета.
7.2. При пользовании лесного фонда для заготовки сена,
древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, грибов и
ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбора мха,
лесной подстилки, опавшего листа, черемши, папоротника - орляка
ставки лесных податей и арендной платы устанавливаются за единицу
измерения объема (кубометр, тонна, килограмм и т.д.).
7.3. При использовании лесного фонда для пастьбы скота,
размещения ульев и пасек ставки лесной подати и арендной платы
устанавливаются за единицу площади или за количество голов скота и
пчелосемей.
7.4. Конкретные ставки лесных податей устанавливаются
Законодательным собранием Челябинской области. Арендная плата
определяется на основе лесных податей.
7.5. Лесные подати и арендная плата за заготовку
второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочного
лесопользования поступают в бюджет области и используются в
соответствии с действующим законодательством.
(в ред. Постановления Губернатора Челябинской области от
17.10.2000 N 400)
VIII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ЗАГОТОВКИ ВТОРОСТЕПЕННЫХ
ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПОБОЧНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
8.1. Споры между лесхозами и лесопользователями, связанные с
осуществлением лесопользования, разрешаются в судебном порядке.
8.2. Купля, продажа, дарение, залог, самовольный обмен
участками лесного фонда, а также переуступка права осуществления
лесопользования недействительны.
8.3. Лесопользователи несут ответственность в случаях:
неисполнения и ненадлежащего исполнения обязанностей,
предусмотренных договором аренды, безвозмездного пользования,
лесорубочным билетом, ордером или лесным билетом, в том числе за
изменение или расторжение договоров в одностороннем порядке;
нанесение ущерба лесу, почве или ресурсам, связанное с
неправильными способами заготовки продуктов побочного
лесопользования, пастьбы скота и второстепенных лесных ресурсов;
пользования природными ресурсами сверх установленных лимитов,
без разрешения или после истечения сроков разрешения;
невыполнения предписаний органов, осуществляющих
государственный контроль за лесопользованием;
непринятие мер к ликвидации последствий вредных воздействий на
природную среду.
Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без
возмещения виновным затрат, произведенным ими за время незаконного
пользования участками, а также затрат по сносу незаконно
возведенных строений и сооружений.
8.4. Граждане и юридические лица, виновные в нарушении лесного
законодательства, несут уголовную, административную и иную
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
8.5. Контроль за соблюдением установленных Правил пользования
участками лесного фонда для заготовки второстепенных лесных
ресурсов и осуществления побочного лесопользования осуществляют
лесхозы.
Заместитель
Губернатора
Челябинской области
А.В.СОГРИН
|