УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 10 декабря 1998 года
ОСНОВЫ ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМКИ
ОРГАНАМИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
Анализ обращений налогоплательщиков в арбитражный суд в плане
оспаривания действий органов налоговой полиции показывает, что
большинство из них слабо представляют законодательную базу,
которую используют органы налоговой полиции при осуществлении
процедур принудительного взыскания недоимки с юридических лиц.
Право бесспорного взыскания недоимки и пени в случае
несвоевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных
платежей налоговым органам и органам налоговой полиции
предоставлено законом РСФСР от 21 марта 1991 года N 943-1 "О
Государственной налоговой службе РСФСР (п. 9 ст. 7). Правомерность
такого взыскания и соответствие данного закона Конституции РФ
подтвердило постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П
Конституционного суда РФ "По делу о проверке конституционности
пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 закона РФ от 24 июня 1993
года "О федеральных органах налоговой полиции".
Основным документом, дающим право органам налоговой полиции
налагать арест на имущество предприятий с последующей его
реализацией, является закон РФ от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О
федеральных органах налоговой полиции" (п. 12 ст. 11). Данное
право подтверждено указом президента РФ от 29 мая 1998 года N 604
"О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о
взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным
платежам". В пункте 1 данного указа сказано: "Установить, что
впредь до формирования службы судебных приставов в соответствии с
федеральным законом "О судебных приставах" федеральные органы
налоговой полиции осуществляют предусмотренные законом РФ "О
федеральных органах налоговой полиции" меры, направленные на
обеспечение взыскания задолженности по налогам, сборам и иным
обязательным платежам, на основании решений судов, постановлений
правительства РФ, а также решений иных органов, имеющих право
принимать такие решения в соответствии с федеральными законами". В
соответствии с п. 2 ст. 25 федерального закона "О судебных
приставах" завершение формирования службы намечено к 1 января 2000
года.
Порядок обращения взыскания, т.е. перечень документов, сроки
их вручения налогоплательщику, производство описи,
административного ареста и имущества предприятия - должника, сроки
проведения перечисленных мероприятий определены в указе президента
РФ от 14 февраля 1998 года N 199 "О некоторых мерах по реализации
решений об обращении взыскания на имущество организаций" и
утвержденном этим указом "Временном положении о порядке обращения
взыскания на имущество организаций". В плане изъятия, передачи на
реализацию и продажи этого имущества данное "Временное положение"
имеет отсылочный характер, в котором сказано: "Продажа имущества
должника осуществляется в соответствии с гражданским, гражданско -
процессуальным и иным законодательством..."
Несколько расширены права органов налоговой полиции по
включению в опись дебиторской задолженности предприятий -
должников постановлением правительства РФ от 27 мая 1998 года
N 516 "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур
обращения взыскания на имущество организаций".
Исходя из этого, при определении законности действий органов
налоговой полиции необходимо рассматривать статьи 447-449 ГК РФ,
которые определяют порядок реализации объектов недвижимого
имущества через аукционную продажу, статьи 368 - 398 ГПК РСФСР,
определяющие порядок исполнения решений о взыскании задолженности
с должника на условиях комиссионной продажи.
Реализация дебиторской задолженности имеет определенную
специфику, поэтому ее продажа регламентирована "Временной
инструкцией о порядке ареста и реализации прав (требований),
принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным
обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных
товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской
задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций -
должников", утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от
3 июля 1998 года N 76. Об этой специфике довольно подробно было
написано в газете "Вечерний Челябинск" от 8 октября 1998 года в
статье "О некоторых изменениях в законодательстве РФ по
принудительному взысканию недоимок с предприятий - должников".
6 сентября 1998 года постановлением правительства РФ N 1058
определен порядок возмещения расходов федеральным органам
налоговой полиции по обращению взыскания на имущество организаций,
имеющих задолженность по налогам, сборам и иным обязательным
платежам. В п. 2 постановления определено: "Размер расходов
федеральной налоговой полиции по обращению взыскания на имущество
должников определяется суммой фактических затрат... а также суммой
вознаграждения, выплачиваемого сотрудникам федеральных органов
налоговой полиции, реально обеспечившим своевременное исполнение
взыскания, размер которого не может превышать 5 процентов
взысканной суммы или стоимости реализованного имущества".
Хотелось бы коротко рассказать о грядущих изменениях в порядке
произведения процедуры принудительного взыскания в связи со
вступлением в законную силу части 1 Налогового кодекса РФ.
Наиболее существенное изменение заключается в том, что в
соответствии со статьей 77 названного документа административный
арест имущества должника должен будет осуществляться по
представлению налоговых органов, но с санкции прокурора, что, на
мой взгляд, является одним из элементов защиты прав собственника,
улучшающим правовое положение налогоплательщика.
Таковы в очень обзорном варианте основные законодательные
основы деятельности налоговых органов и органов налоговой полиции
по принудительному взысканию задолженности организаций в бюджеты
различных уровней и внебюджетные фонды.
Начальник
отделения по Челябинску
УФСНП РФ по Челябинской области
В.Г.ЕЩЕРКИН
|