ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 1998 г. N 386
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
"О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ"
Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять в первом чтении проект закона Челябинской области
"О физической культуре и спорте".
2. Направить указанный законопроект субъектам законодательной
инициативы. Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в комитет Законодательного собрания по социальной
политике.
3. Комитету Законодательного собрания по социальной политике
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести на рассмотрение Законодательного собрания области во втором
чтении.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
ПРОЕКТ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
Настоящий Закон устанавливает принципы правового регулирования
отношений в сфере физической культуры и спорта в Челябинской
области; определяет систему организации управления физической
культурой, спортом; создает правовую базу для функционирования
физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, участвующих
в реализации областных программ, разрабатываемых в соответствии с
настоящим Законом; гарантирует право жителей Челябинской области
на занятия физической культурой и спортом.
Статья 1. Цели и задачи настоящего Закона
Настоящий Закон направлен на создание условий по обеспечению
всестороннего развития человека; утверждение здорового образа
жизни; формирование потребности в физическом и нравственном
совершенствовании; создание условий для занятий любыми видами
физической культуры и спорта, включая технические виды спорта и
туризм; организацию профессионально-прикладной подготовки,
профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
Задачами настоящего Закона являются:
обеспечение и защита права граждан на занятия физической
культурой и спортом;
создание правовых гарантий для функционирования и развития
системы физической культуры и спорта в Челябинской области;
определение прав, обязанностей физических и юридических лиц в
сфере физической культуры и спорта, а также правовое регулирование
их отношений в данной сфере.
Статья 2. Правовое регулирование
1. Правовое регулирование отношений в сфере физической
культуры и спорта осуществляется на основе общих принципов,
установленных Конституцией Российской Федерации, Основами
законодательства Российской Федерации "О физической культуре и
спорте", "Об охране здоровья граждан", Законом Российской
Федерации "Об образовании", иными законодательными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и области, а также настоящим
Законом.
2. Законодательные и иные нормативные акты Челябинской
области, касающиеся физической культуры и спорта, должны
соответствовать настоящему Закону. В случае возникновения
противоречий между настоящим Законом и иными нормативными
правовыми актами действует настоящий Закон.
Статья 3. Полномочия органов государственной власти
Челябинской области в сфере физической
культуры и спорта
В сфере физической культуры и спорта органы государственной
власти области осуществляют следующие полномочия:
формируют и осуществляют областную политику в сфере физической
культуры и спорта;
участвуют в реализации федеральных программ развития
физической культуры и спорта в части, касающейся области;
разрабатывают и реализуют областные программы развития
физической культуры и спорта;
формируют внебюджетный фонд физической культуры и спорта в
Челябинской области;
устанавливают областные нормативы финансирования физической
культуры и спорта;
устанавливают региональные требования, нормы и правила по
отбору и закреплению земель, размещению, содержанию, целевому
использованию и развитию сети спортивных сооружений, санитарных
норм и норм эксплуатации, а также требований по охране жизни и
здоровья лиц, находящихся на спортивных сооружениях;
устанавливают почетные звания, награды, государственные премии
Челябинской области в сфере физической культуры и спорта;
осуществляют финансирование областных физкультурно -
оздоровительных программ и мероприятий по развитию физической
культуры и спорта, центров спортивной подготовки, детско-юношеских
спортивных школ областного значения;
определяют порядок участия спортсменов и сборных команд
Челябинской области в Российских и международных спортивных
мероприятиях;
организуют научно-методическое обеспечение системы физической
культуры и спорта, содействуют изданию научной, учебной и
популярной литературы по физической культуре и спорту в
соответствии с областной программой развития физической культуры и
спорта;
осуществляют международные спортивные связи.
Статья 4. Орган, специально уполномоченный в сфере
физической культуры и спорта
Орган, специально уполномоченный в сфере физической культуры и
спорта (далее - уполномоченный орган), создается Губернатором
Челябинской области в соответствии со схемой управления области.
Уполномоченный орган осуществляет следующие функции:
разрабатывает областные нормативы финансирования физической
культуры и спорта, материально-технической обеспеченности и
оснащенности процесса физического воспитания и спортивного
совершенствования не ниже установленных федеральным
законодательством;
финансирует деятельность организаций физической культуры и
спорта;
организует научные исследования в области физической культуры
и спорта;
проводит аттестацию работников физической культуры и спорта в
Челябинской области, присваивает им квалификационные категории;
устанавливает порядок и выдает разрешения на право занятий
профессионально-педагогической деятельностью в сфере физической
культуры и спорта лицам, не имеющим специального образования;
разрабатывает и реализует целевые программы развития
физической культуры и спорта;
обеспечивает расширение сети спортивных школ, центров и клубов
всех типов, выступает их учредителем и осуществляет подготовку
резерва высококвалифицированных спортсменов;
разрабатывает и реализует календарные планы
физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий,
организует учебно-тренировочные сборы и обеспечивает подготовку
членов сборных команд области и их выступление во всероссийских и
международных соревнованиях.
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления
в сфере физической культуры и спорта
Органы местного самоуправления создают:
условия для развития физической культуры и спорта в пределах
компетенции в соответствии с законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом)
области, а также законами и иными нормативными правовыми актами
области;
структурные подразделения по физической культуре и спорту.
Статья 6. Общественные физкультурно-спортивные объединения
Под общественными физкультурно-спортивными объединениями в
Законе понимаются физкультурно-спортивные общества, физкультурно -
спортивные организации, федерации (союзы, ассоциации) по видам
спорта, спортивные клубы, коллективы физической культуры
предприятий, организаций, образовательных учреждений и иные
организации, основной целью деятельности которых является развитие
физической культуры и спорта.
Проводить чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков и другие
официальные областные соревнования по видам спорта имеют право
только зарегистрированные в установленном порядке областные
федерации (союзы, ассоциации), признанные уполномоченным органом,
на основании единого календарного плана физкультурно -
оздоровительных и спортивных мероприятий.
Уполномоченный орган координирует деятельность общественных
физкультурно-спортивных объединений, оказывает им помощь, в том
числе финансовую, заслушивает информации по основным вопросам
развития физической культуры и спорта. Совместная деятельность
осуществляется на основе договорных отношений.
Статья 7. Физическое воспитание в образовательных
и дошкольных учреждениях
Образовательные учреждения самостоятельно с учетом местных
условий и интересов обучающихся определяют формы занятий
физической культурой и средства физического воспитания, виды
спорта и двигательной активности, методы и объем занятий (не менее
пяти часов в неделю) на основе государственных образовательных
программ и нормативов физической подготовленности, а также
проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную
работу с привлечением к ней внешкольных учреждений и общественных
физкультурно-спортивных объединений.
Физическая подготовка молодежи допризывного возраста к военной
службе проводится в общеобразовательных, высших и средних
специальных учебных заведениях, а также на учебных пунктах и в
оборонно-спортивных лагерях.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
осуществляется в процессе включенных в программу воспитания
дошкольных учреждений бесплатных учебных занятий по физической
культуре объемом не менее восьми часов в неделю.
Руководители дошкольных и образовательных учреждений несут
ответственность за физическое воспитание детей и учащейся
молодежи, обеспечивают высокий уровень проведения в режиме
учебного дня учебных и внеучебных занятий.
Органы местного самоуправления имеют право вводить
дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные
занятия и должности педагога - организатора по физической культуре
и спорту в образовательных и дошкольных учреждениях за счет
средств соответствующих бюджетов.
Статья 8. Учреждения дополнительного образования
физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности
Вовлечение детей и молодежи в регулярные физкультурно -
спортивные занятия, обеспечение условий для их физического
совершенствования осуществляют учреждения дополнительного
образования: спортивные школы, клубы и другие внешкольные и
внеучебные физкультурно-спортивные организации, создаваемые
органами местного самоуправления, организациями, ведомствами и
другими учреждениями, а также частными лицами.
Орган, специально уполномоченный в сфере образования, и
уполномоченный орган координируют работу учреждений
дополнительного образования физкультурно-оздоровительной и
спортивной направленности.
Статья 9. Физкультурно-оздоровительная и спортивная
работа на предприятиях, в организациях
и в местах массового отдыха
Руководители предприятий и организаций всех форм собственности
обеспечивают условия для реализации работниками права на занятия
физической культурой, включающие профессионально-прикладные,
физкультурно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия в
режиме трудового дня, послетрудового восстановления, а также для
организации спортивно-массовой работы, выделяют средства на
приобретение оборудования и спортивного инвентаря, вводят в свои
штаты работников физической культуры и спорта. На развитие
физической культуры и спорта на предприятиях и в организациях
могут направляться также средства государственного социального
страхования в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Администрации санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и
туристических баз создают условия для использования в процессе
лечения и отдыха различных компонентов физической культуры в целях
укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения
заболеваний.
Статья 10. Организация физкультурно-оздоровительных
и спортивных мероприятий для инвалидов
Органы исполнительной власти области в сфере социальной защиты
населения, здравоохранения, образования, физической культуры и
спорта, общественные физкультурно-спортивные объединения
организуют физкультурно-оздоровительную работу, проведение
спортивно-массовых мероприятий для инвалидов.
Органы местного самоуправления Челябинской области
обеспечивают создание условий для занятий инвалидов физической
культурой и спортом за счет средств местных бюджетов и
внебюджетных средств.
Статья 11. Профессиональная педагогическая деятельность
в сфере физической культуры и спорта
и профессиональная деятельность в области
лечебной физической культуры
К профессиональной педагогической деятельности в области
физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие специальное
физкультурное образование или разрешение, выданное в установленном
порядке уполномоченным органом.
К профессиональной деятельности в области лечебной физической
культуры допускаются лица, имеющие профессиональное или
медицинское образование.
Статья 12. Спорт высших достижений. Подготовка
спортсменов высокого класса
С целью подготовки спортсменов высокого класса в Челябинской
области создаются специализированные организации, порядок
деятельности которых, а также их статус определяются типовыми
положениями и устанавливаемыми уполномоченным органом в
соответствии с законодательством.
Подготовка сборных команд Челябинской области к выступлениям
на всероссийских и международных соревнованиях осуществляется за
счет средств областного бюджета. Включение спортсменов в состав
сборных команд Челябинской области проводится на конкурсной основе
в соответствии с уровнем их спортивных результатов.
Статья 13. Физкультурно-оздоровительные и спортивные
сооружения
Под физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями в
настоящем Законе понимаются объекты, созданные для занятий
населения физической культурой и спортом.
Строительство в жилых районах физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружений осуществляется за счет средств, направляемых
на жилищное строительство.
Нормативы обеспеченности жилых районов основными
физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями
определяются уполномоченным органом на основе действующих
градостроительных норм.
Не допускается строительство новых и реконструкция имеющихся
государственных образовательных и дошкольных учреждений всех типов
(кроме образовательных учреждений дополнительного образования),
без физкультурно-спортивной базы, а также ликвидация
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания
в пределах той же территории (района) равноценных сооружений.
Статья 14. Правовой режим земельных участков
физкультурно-оздоровительных и спортивных
сооружений
Земельные участки, занятые под физкультурно-оздоровительные,
спортивные и другие рекреационно-оздоровительные сооружения,
включая плоскостные, относятся к землям рекреационного назначения.
Порядок выделения и использования указанных земель
определяется земельным законодательством Российской Федерации.
Предоставление земельных участков для строительства
рекреационно-оздоровительных сооружений производится с учетом
рекомендаций органов местного самоуправления, уполномоченных в
сфере физической культуры и спорта.
Статья 15. Приватизация физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений
Приватизация физкультурно-оздоровительных и спортивных
сооружений осуществляется в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации и Программой приватизации
государственной и муниципальной собственности в Челябинской
области, утвержденной Законодательным собранием Челябинской
области.
Статья 16. Финансирование физической культуры и спорта
Источниками финансирования физической культуры и спорта в
Челябинской области являются областной бюджет, бюджеты
муниципальных образований, взносы средств учреждений и
организаций, общественных физкультурно-спортивных объединений,
средства от проведения спортивных зрелищных мероприятий,
благотворительные пожертвования организаций и граждан и другие
поступления.
Размер финансирования физической культуры и спорта указывается
в бюджетах всех уровней отдельной строкой.
Поступления средств из внебюджетных источников не являются
основанием для сокращения бюджетных отчислений на развитие
физической культуры и спорта.
Финансирование спортивно-массовых мероприятий и муниципальных
программ развития физической культуры и спорта в муниципальных
образованиях области осуществляется за счет средств местных
бюджетов и средств внебюджетных источников.
Содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных
сооружений по месту жительства, организация массовых мероприятий,
оплата труда работников физической культуры и спорта, проводящих
занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляется
органами жилищно-коммунального хозяйства в пределах имеющихся у
них общих ассигнований, включая средства от уплаты гражданами за
жилищно-коммунальные услуги.
Расходы на содержание физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружений в местах жительства и массового отдыха
населения, проведение спортивных мероприятий производятся также за
счет внебюджетных фондов развития районов и городов, добровольных
взносов организаций, не имеющих своих спортивных объектов,
физических лиц и других поступлений, не противоречащих
законодательству Российской Федерации.
В отношении учреждений и организаций, а также физических лиц,
вкладывающих свои средства в развитие физической культуры и
спорта, устанавливается специальная система налоговых льгот в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 17. Фонд физической культуры и спорта
Челябинской области
Фонд физической культуры и спорта Челябинской области является
внебюджетным фондом и создается в целях объединения средств,
поступающих из внебюджетных источников, направляемых на
финансирование мероприятий, связанных с реализацией областных
программ в сфере физической культуры и спорта, развитие
физкультурно-спортивного движения.
Порядок образования фонда физической культуры и спорта
Челябинской области, а также расходования его средств определяется
положением о фонде физической культуры и спорта Челябинской
области, утверждаемым Законодательным собранием.
Статья 18. Спортсмены
Спортсменом является гражданин, систематически занимающийся в
организации или самостоятельно избранным видом спорта и
принимающий активное участие в спортивных соревнованиях по
установленным правилам.
При выполнении установленных классификационных нормативов и
требований спортсмену присваивается соответствующий спортивный
разряд или звание.
Спортсмены имеют право получать денежную компенсацию по
основному месту работы, службы, учебы в размере среднемесячной
заработной платы или стипендии за время, проведенное на
тренировочных занятиях (сборах) и спортивных соревнованиях,
пользоваться иными льготами и социальными гарантиями.
Спортсменам, достигшим выдающихся спортивных результатов, в
установленном законодательством порядке назначаются специальные
стипендии, премии, они могут также быть представлены к
государственным наградам, присвоению почетных званий Российской
Федерации, Челябинской области и иным поощрениям.
Статья 19. Работники физической культуры и спорта
Работниками в области физической культуры и спорта считаются
лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивной
работой и имеющие установленную законодательством спортивную и
профессиональную квалификацию.
В зависимости от образования, стажа работы, уровня
профессиональной подготовки работникам физической культуры и
спорта устанавливаются квалификационные спортивные звания и
категории, порядок присвоения которых регулируется специальными
нормативными актами.
За многолетнюю плодотворную деятельность работники физической
культуры и спорта имеют право на поощрение - присвоение почетных
званий в соответствии с действующим законодательством.
За выдающиеся достижения в профессиональной спортивной
деятельности работники физической культуры и спорта могут быть
представлены к государственным наградам и иным формам поощрения.
Статья 20. Льготы и социальные гарантии в сфере
физической культуры и спорта
Детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям -
сиротам, инвалидам физкультурно-спортивные услуги предоставляются
бесплатно, детям дошкольного и школьного возраста, а также
участникам Великой Отечественной войны и гражданам, проживающим на
территории Челябинской области, приравненным к ним по льготам, -
на льготных условиях за счет местных бюджетов.
Льготные условия предоставления услуг заключаются в частичном
или полном освобождении от их оплаты.
Спортсмены, судьи и тренеры, участвующие в международных,
всероссийских и областных, городских (районных) спортивных
соревнованиях и в спортивных сборах на спортивных сооружениях
Челябинской области, подлежат страхованию от несчастного случая.
Порядок и условия страхования и сумма страхового взноса
определяется договором (контрактом), заключенным
физкультурно-спортивной организацией (объединением) со
спортсменом, судьей и тренером по виду спорта.
Уполномоченный орган может устанавливать денежное содержание
спортсмену на период вхождения его в состав сборной команды
Российской Федерации, а также устанавливать единовременное
материальное вознаграждение спортсменам - призерам Олимпийских
игр, чемпионатов Мира, Европы и России и их тренерам.
Органы местного самоуправления могут устанавливать
дополнительные социальные гарантии и компенсации спортсменам и
специалистам физической культуры и спорта за счет средств местных
бюджетов.
Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Должностные лица и граждане за нарушение настоящего Закона
несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 22.
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального
опубликования.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
|