АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМИТЕТ ПО РАДИАЦИОННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,
РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ ТЕРРИТОРИЙ
ИНФОРМАЦИЯ
от 15 сентября 1998 года
РУССКАЯ ТЕЧА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
1. Последствия радиационных аварий (общая характеристика)
Территория Челябинской области исторически стала местом
реализации отечественной ядерной программы. В настоящее время на
территории области расположены три из десяти закрытых
административно-территориальных образований Минатома России, в
которых сосредоточены производства, составляющие полный ядерный
цикл, включающий разработку, производство, обращение и хранение
ядерного (термоядерного) оружия, отработавшего ядерного топлива и
радиоактивных отходов ядерного цикла.
Реализация отечественной ядерной программы в первые годы ее
осуществления нанесла значительный ущерб здоровью населения и
экономике Челябинской области, который до сих пор не
компенсирован. Многолетняя деятельность ПО "Маяк", пущенного в
эксплуатацию в 1948 году, сопровождалась беспрецедентными в
мировой практике радиационными инцидентами и авариями, что
обусловило радиоактивное загрязнение части территорий не только
Челябинской, но также Свердловской и Курганской областей.
В 1949-1956 гг. радиоактивные отходы предприятия сбрасывались
в реку Теча (часть речной системы Теча - Исеть - Тобол - Обь),
которую население использовало в питьевых и хозяйственных целях. В
результате была загрязнена речная пойма на протяжении 1000 км,
пострадало 124 тысячи человек. Более 900 человек получили лучевую
болезнь.
В 1957 г. на ПО "Маяк" произошел взрыв емкости - хранилища
высокоактивных отходов. Образовавшееся радиоактивное облако
рассеялось над территорией Челябинской, Свердловской, Тюменской
областей, образовался Восточно-Уральский радиоактивный след. Общая
площадь загрязнения составила 23 тысячи кв. км, численность
облученного населения - 300 тысяч человек.
В 1967 г. произошло обнажение берегов водоема - накопителя
радиоактивных отходов - озера Карачай, что привело к ветровому
разносу радиоактивных донных отложений на прилегающие территории.
Общая площадь загрязнения составила 1800 кв. км.
Все эти радиационные ситуации привели к переоблучению
400 тысяч человек, вынужденной эвакуации 42 населенных пунктов,
временному выводу из сельскохозяйственного оборота почти 68000 га
земель.
На долю Челябинской области приходится 60 % общей величины
ущерба, нанесенного пострадавшим территориям и населению при
радиационных авариях на Южном Урале. Общая величина ущерба для
Челябинской области оценивается в ценах 1991 года в 11 млрд.
рублей, в том числе: ущерб, нанесенный производственно -
хозяйственному комплексу региона 60 %; ущерб от потери здоровья
населения 28,5 %; переселение жителей из пострадавших населенных
пунктов; реабилитация территорий 11,5 %.
2. Основные проблемы пострадавших территорий
2.1. Территории с неблагополучным социально-экономическим
статусом
Нанесенный ущерб нарушил экономическую основу хозяйственной
деятельности на пострадавших территориях. Это привело к падению
объемов сельскохозяйственного производства (на 30 %), деградации
земельных угодий, устойчивому снижение уровня жизни населения,
ухудшению здоровья пострадавшего населения. В настоящее время
пострадавшие территории (Аргаяшский, Кунашакский, Каслинский,
Красноармейский, Сосновский районы, г. Кыштым) характеризуются
следующими показателями развития социальной инфраструктуры:
обеспеченность коммунальными услугами:
- водопроводная вода 40 % жилого фонда
- горячее водоснабжение 23 % жилого фонда
- центральное отопление 43 % жилого фонда
- канализация 23 % жилого фонда;
обеспеченность местами в школах и дошкольных учреждениях -
25 % от среднеобластного уровня;
обеспеченность больничными местами - 83 % от областного
уровня.
Из-за отсутствия благоустроенного жилья в пострадавших районах
низка обеспеченность врачами и медицинским персоналом, работниками
сферы культуры и образования.
Эти факторы оказывают влияние на состоянии здоровья населения,
проживающего на загрязненных территориях. Здесь отмечается более
высокий уровень заболеваемости взрослых и детей по сравнению с
районами области, не имеющими такого загрязнения.
На пострадавших территориях и сегодня продолжают сказываться
последствия аварий. Часть переселенцев все еще живет в сборно -
щитовых домах, построенных 40 лет назад на скорую руку и сейчас
уже практически непригодных для жилья. Жители неэвакуированных сел
на реке Теча продолжают пользоваться рекой в хозяйственных целях
из-за отсутствия других подходящих источников водоснабжения или
средств для их поддержки. Для ряда сельскохозяйственных и лесных
угодий, водоемов, расположенных в пострадавшей зоне, сохраняется
режим ограничения на производство сельхозпродукции.
В сравнении с другими территориями в пострадавших районах
более острая социально-психологическая обстановка. По данным
социологов, к стрессу, связанному с экономическими и политическими
реформами в России, ее вхождением в мировой рынок, здесь
добавляется стресс, связанный с постоянным проживанием вблизи
атомного гиганта и порождаемой этим обстоятельством радиофобией.
По данным социологических опросов, 76 % проживающих на
пострадавших территориях считают, что деятельность ПО "Маяк"
оказывает неблагоприятное влияние на окружающую среду, 83 %
проживающих уверены в возможности и даже неизбежности повторения
радиационных аварий на комбинате. Большинство населения негативно
относятся к ввозу на территорию области отработавшего ядерного
топлива и строительству Южно-Уральской атомной станции. По оценкам
социологов, в последние годы отмечается рост напряженности
социально-психологической обстановки на этих территориях. Масштаб
напряженности приближается к оценке "социальный стресс" или
"предготовность к социальному взрыву".
2.2. Территории с неблагополучной радиационной обстановкой
В настоящее время на берегах реки Теча на территории
Челябинской области находятся 4 населенных пункта с населением
более 8 тысяч человек: села Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча и
Нижнепетропавловское.
Жители этих населенных пунктов из-за значительного
радиоактивного загрязнения воды и поймы продолжают подвергаться
дополнительному внешнему и внутреннему облучению. Здесь есть
группы населения, которые накопили в течение всей жизни проживания
дозу, превышающую принятые сегодня во всем мире регламентные
уровни. Кроме того, доза, ежегодно попадающая в организм жителей
всех этих населенных пунктов (не только села Муслюмово), также
превышает Российские (и мировые) регламенты, поэтому это население
подлежит сегодня радиационной и социальной защите.
В настоящее время льготами, связанными с компенсацией
проживания на радиоактивно загрязненной территории, пользуются
только жители села Муслюмово. В соответствии с Законом им
гарантированы ежемесячные денежные выплаты (федеральный бюджет);
они также имеют право добровольно покинуть село Муслюмово и
выбрать другое место жительства. При выезде из села его бывшие
жители в соответствии с действующим законодательством лишаются
права на ежемесячные льготы и компенсации. Для большинства из них
это обстоятельство становится препятствием для смены места
жительства, тем более что в условиях крайне недостаточного
финансирования из федерального бюджета мероприятий федеральной
целевой программы по социальной и радиационной реабилитации
населения Уральского региона строительство и приобретение жилья
для переселенцев ведется медленно. Следует подчеркнуть, что
большинство жителей Муслюмово (по данным социологических
исследований) не хочет расставаться с родными местами и
предпочитает создание системы льгот, позволяющих компенсировать
ущерб вследствие жизнедеятельности на загрязненной территории.
Систему льгот необходимо вводить и на территории остальных
трех сел, однако для этого необходимо утверждение Государственным
комитетом санитарно-эпидемиологического надзора уже выполненных
расчетов дозовых нагрузок, которые в Госкомитет представлены.
На территории ВУРСа в настоящее время за пределами отчужденной
территории Восточно-Уральского заповедника продолжает проживать и
осуществлять хозяйственную деятельность население неэвакуированных
населенных пунктов. Среди этого населения также есть жители, для
которых превышаются ежегодные регламенты поступления дозы в
организм, особенно в селах Мусакаево и Татарская Караболка.
Расчеты для этих населенных пунктов выполнены и также представлены
в Госкомитет по санитарно-эпидемиологическому надзору.
Особую тревогу вызывает радиационная ситуация в поселке
Новогорном. Он расположен под факелом Аргаяшской ТЭЦ, в
непосредственной близости от водоема Карачай. Есть данные о
значительном загрязнении территории поселка изотопами плутония.
3. Деятельность администрации области по преодолению
последствий радиоактивного загрязнения
3.1. Реализация федеральной целевой программы "Социальная
и радиационная реабилитация населения и территорий
Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности
ПО "Маяк", на период до 2000 года"
Сам факт разработки и принятия как первой (1992-1995 гг.), так
и второй Программ, направленных на преодоление последствий
радиоактивного загрязнения территорий и решение социальных проблем
этих территорий, - заслуга администрации области, которая впервые
поставила этот вопрос перед государственными органами власти РФ
еще в 1990 году.
Обе федеральные программы предусматривают блок работ,
выполняемый ПО "Маяк" на территории промплощадки и направленный на
снижение риска возникновения радиационных аварий и катастроф,
ликвидацию источников радиоактивного загрязнения территорий Урала.
Действующая Программа, как и первая Программа, предусматривает
строительство жилья (для пострадавших и переселенцев, в том числе
из Муслюмово), развитие сферы здравоохранения, меры по
экономической и социально-психологической реабилитации населения,
подвергшегося радиоактивному воздействию и проживающему на
загрязненных территориях.
В 1996 - 1997 гг. Челябинской области выделено 243,7 млрд.
рублей (неденоминированных) на капитальные вложения и текущие
расходы, что составило 69 % от предусмотренных в Программе. Из них
почти 163,0 млрд. рублей погашены взаимозачетом.
В 1996 - 1997 гг. введены в строй общеобразовательные школы на
1920 мест, молочная кухня и физкультурно-оздоровительный комплекс
в городе Касли, больница в селе Бродокалмаке на 50 мест (село с
числом жителей более 4000 человек находится на реке Тече), роддом
в Кыштыме на 40 мест. В 1996 г. также введена в строй медсанчасть
в г. Касли на 60 коек.
В 1996 - 1997 гг. по Программе сданы 129 квартир, из них для
переселения граждан из села Муслюмово выделено в 1997 году 21
квартира. В 1996 - 1997 гг. годовые программные задания по
строительству и вводу жилья для пострадавших выполнены на 27 %.
Это прямое следствие сокращения финансирования Программы, введения
схемы взаимозачетов. В настоящее время количество очередников в
области составляет 2360 человек. Тогда при сохранении сегодняшних
темпов и объемов финансирования понадобится еще не менее 8 лет (по
сути, еще не одна Программа) для обеспечения жильем всех, кому это
право гарантировано действующим "Уральским" Законом.
В этих условиях администрация области ежегодно выделяет
средства из областного бюджета на строительство объектов,
запланированных в Программе. Объем выделяемых средств значительно
превышает утвержденный в Программе: в 1997 г. выделено 32,8 млрд.
рублей (в Программе предусмотрено из бюджета области 14,6 млрд.
рублей), при этом освоение областных средств составило в 1997 году
54,0 млрд. рублей. Кроме того, Губернатор области постоянно
информирует Правительство РФ, Президента РФ о состоянии
финансирования Программы, подчеркивая при этом, что данная
Программа связана не только с вопросами ликвидации последствий
радиационных аварий, но и с безопасностью населения, живущего по
соседству с крупнейшими в мире хранилищами радиоактивных отходов.
3.2. Решение проблем социальной защиты населения, проживающего
на "грязных" территориях
В последние годы наблюдается рост значений дозовых нагрузок на
население как на территории ВУРСа, так и на реке Теча. С одной
стороны, это следствие ухудшающейся экономической ситуации,
которая заставляет население пренебрегать основными правилами
радиационной безопасности и требованиями ограничительного режима,
используя пойму реки Теча и загрязненные земли ВУРСа для получения
продуктов питания, выпаса скота, сенокошения и других
хозяйственных целей.
С другой стороны, именно в последние годы, в основном за счет
целевых ассигнований из федерального бюджета (федеральная
Программа), местным контролирующим органам (по гидрометеорологии и
мониторингу природной среды, Госсанэпиднадзора и другим) удалось
выполнить необходимый объем исследований по реке Тече и территории
ВУРСа, достаточный для корректной оценки существующих накопленных
и текущих эффективных доз, а также их прогнозных оценок.
Полученные результаты дают основание для расширения категорий
населения, пользующегося льготами по "Уральскому" Закону.
Администрация области активно работает с депутатами
Государственной Думы РФ, МЧС РФ по доработке проекта Закона РФ,
как раз и предусматривающего расширение указанных категорий. В
настоящее время проект Закона прошел первые слушания в
Государственной Думе РФ.
Не ограничиваясь работой на федеральном уровне, Губернатор
области подписал постановление (N 818 от 10 декабря 1997 года) "О
первоочередных мероприятиях по ликвидации последствий сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча". Постановлением
предусматривается выделение средств из бюджета области на
строительство жилья, объектов коммунальной сферы в населенных
пунктах, расположенных на реке Теча, решение в них проблем
землеустройства, обеспечения населения чистыми сенокосными и
пастбищными угодьями, оздоровления населения, особенно детей.
Предусмотрен план законодательных работ, направленных на
регламентацию уровней облучения населения за счет техногенных
радионуклидов.
3.3 Перспективы и предложения
В проекте федерального бюджета на 1998 год для реализации
Программы в Челябинской области предусмотрены средства в объеме
48,2 млн. рублей, что меньше выделенных в 1997 году и составляет
25 % от предусмотренных в Программе.
В этих условиях администрация области, обращаясь в высшие
органы государственной власти Российской Федерации, предлагает:
- решение существующих в области проблем по обеспечению
радиационной безопасности населения Уральского региона и России в
целом должно находиться под личным контролем Президента России;
- Правительству РФ обеспечивать гарантированное и полное
ежегодное финансирование федеральной целевой программы "Социальная
и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского
региона, пострадавших вследствие деятельности ПО "Маяк", на период
до 2000 года", а также других программ и законов РФ, направленных
на обеспечение радиационной безопасности и социальную защиту
пострадавшего населения Челябинской области и Уральского региона;
- поручить администрации области, заинтересованным
министерствам и ведомствам разработать федеральную целевую
программу по социальной реабилитации и радиационной безопасности
Уральского региона на период до 2010 года как подтверждение
гарантий Российской Федерации населению региона.
|