Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Челябинской области

Архив (обновление)

 

ИНФОРМАЦИЯ КОМИТЕТА ПО РАДИАЦИОННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ ТЕРРИТОРИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.09.98 РУССКАЯ ТЕЧА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

(по состоянию на 21 июля 2006 года)

<<< Назад


                   АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
         КОМИТЕТ ПО РАДИАЦИОННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,
                  РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ ТЕРРИТОРИЙ

                               ИНФОРМАЦИЯ
                        от 15 сентября 1998 года

                    РУССКАЯ ТЕЧА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

       1. Последствия радиационных аварий (общая характеристика)

       Территория Челябинской  области   исторически   стала   местом
   реализации  отечественной ядерной программы.  В настоящее время на
   территории   области   расположены   три   из   десяти    закрытых
   административно-территориальных  образований  Минатома  России,  в
   которых сосредоточены производства,  составляющие  полный  ядерный
   цикл,  включающий разработку,  производство,  обращение и хранение
   ядерного (термоядерного) оружия,  отработавшего ядерного топлива и
   радиоактивных отходов ядерного цикла.
       Реализация отечественной ядерной программы в  первые  годы  ее
   осуществления  нанесла  значительный  ущерб  здоровью  населения и
   экономике   Челябинской   области,   который   до   сих   пор   не
   компенсирован.  Многолетняя  деятельность  ПО "Маяк",  пущенного в
   эксплуатацию  в  1948  году,  сопровождалась  беспрецедентными   в
   мировой   практике   радиационными  инцидентами  и  авариями,  что
   обусловило радиоактивное загрязнение части  территорий  не  только
   Челябинской, но также Свердловской и Курганской областей.
       В 1949-1956 гг.  радиоактивные отходы предприятия сбрасывались
   в  реку  Теча  (часть  речной системы Теча - Исеть - Тобол - Обь),
   которую население использовало в питьевых и хозяйственных целях. В
   результате  была  загрязнена  речная  пойма на протяжении 1000 км,
   пострадало 124 тысячи человек.  Более 900 человек получили лучевую
   болезнь.
       В 1957 г.  на ПО "Маяк"  произошел  взрыв  емкости - хранилища
   высокоактивных   отходов.   Образовавшееся   радиоактивное  облако
   рассеялось над территорией  Челябинской,  Свердловской,  Тюменской
   областей, образовался Восточно-Уральский радиоактивный след. Общая
   площадь   загрязнения   составила  23  тысячи кв. км,  численность
   облученного населения - 300 тысяч человек.
       В  1967 г.  произошло  обнажение  берегов водоема - накопителя
   радиоактивных  отходов  -  озера Карачай,  что привело к ветровому
   разносу радиоактивных донных отложений на прилегающие  территории.
   Общая площадь загрязнения составила 1800 кв. км.
       Все  эти  радиационные   ситуации   привели   к  переоблучению
   400 тысяч  человек,  вынужденной  эвакуации 42 населенных пунктов,
   временному выводу из сельскохозяйственного оборота  почти 68000 га
   земель.
       На долю Челябинской области  приходится  60 %  общей  величины
   ущерба,  нанесенного  пострадавшим  территориям  и  населению  при
   радиационных авариях на Южном Урале.  Общая  величина  ущерба  для
   Челябинской  области  оценивается  в  ценах  1991  года в 11 млрд.
   рублей,  в  том   числе:  ущерб,    нанесенный   производственно -
   хозяйственному  комплексу  региона 60 %;  ущерб от потери здоровья
   населения 28,5 %;  переселение жителей из пострадавших  населенных
   пунктов; реабилитация территорий 11,5 %.

       2. Основные проблемы пострадавших территорий

       2.1. Территории с неблагополучным социально-экономическим
            статусом

       Нанесенный ущерб нарушил  экономическую  основу  хозяйственной
   деятельности  на  пострадавших территориях.  Это привело к падению
   объемов сельскохозяйственного производства  (на 30 %),  деградации
   земельных  угодий,  устойчивому  снижение  уровня жизни населения,
   ухудшению здоровья  пострадавшего  населения.  В  настоящее  время
   пострадавшие   территории  (Аргаяшский,  Кунашакский,  Каслинский,
   Красноармейский,   Сосновский  районы, г. Кыштым)  характеризуются
   следующими показателями развития социальной инфраструктуры:
       обеспеченность коммунальными услугами:
       - водопроводная вода 40 % жилого фонда
       - горячее водоснабжение 23 % жилого фонда
       - центральное отопление 43 % жилого фонда
       - канализация 23 % жилого фонда;
       обеспеченность  местами  в  школах и дошкольных  учреждениях -
   25 % от среднеобластного уровня;
       обеспеченность  больничными   местами  -  83 %  от  областного
   уровня.
       Из-за отсутствия благоустроенного жилья в пострадавших районах
   низка обеспеченность врачами и медицинским персоналом, работниками
   сферы культуры и образования.
       Эти факторы оказывают влияние на состоянии здоровья населения,
   проживающего  на загрязненных территориях.  Здесь отмечается более
   высокий уровень заболеваемости взрослых и  детей  по  сравнению  с
   районами области, не имеющими такого загрязнения.
       На пострадавших территориях и сегодня  продолжают  сказываться
   последствия  аварий.  Часть  переселенцев все еще живет в сборно -
   щитовых домах,  построенных 40 лет назад на скорую руку  и  сейчас
   уже практически непригодных для жилья. Жители неэвакуированных сел
   на реке Теча продолжают пользоваться рекой в  хозяйственных  целях
   из-за  отсутствия  других  подходящих источников водоснабжения или
   средств для их поддержки.  Для ряда сельскохозяйственных и  лесных
   угодий,  водоемов,  расположенных в пострадавшей зоне, сохраняется
   режим ограничения на производство сельхозпродукции.
       В сравнении  с  другими  территориями  в  пострадавших районах
   более  острая  социально-психологическая  обстановка.  По   данным
   социологов, к стрессу, связанному с экономическими и политическими
   реформами  в  России,  ее  вхождением  в  мировой   рынок,   здесь
   добавляется  стресс,  связанный  с  постоянным  проживанием вблизи
   атомного гиганта и порождаемой этим обстоятельством радиофобией.
       По  данным   социологических   опросов,  76 %  проживающих  на
   пострадавших  территориях  считают,  что  деятельность  ПО  "Маяк"
   оказывает   неблагоприятное  влияние  на  окружающую  среду,  83 %
   проживающих уверены в возможности и даже  неизбежности  повторения
   радиационных аварий на комбинате.  Большинство населения негативно
   относятся к ввозу на  территорию  области  отработавшего  ядерного
   топлива и строительству Южно-Уральской атомной станции. По оценкам
   социологов,  в  последние  годы  отмечается   рост   напряженности
   социально-психологической обстановки на этих территориях.  Масштаб
   напряженности  приближается  к  оценке  "социальный  стресс"   или
   "предготовность к социальному взрыву".

       2.2. Территории с неблагополучной радиационной обстановкой

       В настоящее   время   на   берегах  реки  Теча  на  территории
   Челябинской области находятся 4  населенных  пункта  с  населением
   более 8 тысяч человек: села Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча и
   Нижнепетропавловское.
       Жители этих    населенных    пунктов     из-за   значительного
   радиоактивного загрязнения воды и поймы   продолжают  подвергаться
   дополнительному  внешнему  и  внутреннему  облучению.  Здесь  есть
   группы населения, которые накопили в течение всей жизни проживания
   дозу,  превышающую  принятые  сегодня  во  всем  мире регламентные
   уровни.  Кроме того,  доза, ежегодно попадающая в организм жителей
   всех  этих  населенных  пунктов (не только села Муслюмово),  также
   превышает Российские (и мировые) регламенты, поэтому это население
   подлежит сегодня радиационной и социальной защите.
       В настоящее  время   льготами,   связанными   с   компенсацией
   проживания  на  радиоактивно  загрязненной территории,  пользуются
   только  жители  села  Муслюмово.  В  соответствии  с  Законом   им
   гарантированы  ежемесячные  денежные выплаты (федеральный бюджет);
   они также  имеют  право  добровольно  покинуть  село  Муслюмово  и
   выбрать  другое  место  жительства.  При выезде из села его бывшие
   жители в соответствии  с  действующим  законодательством  лишаются
   права на ежемесячные льготы и компенсации.  Для большинства из них
   это  обстоятельство  становится  препятствием  для   смены   места
   жительства,   тем  более  что  в  условиях  крайне  недостаточного
   финансирования из  федерального  бюджета  мероприятий  федеральной
   целевой   программы  по  социальной  и  радиационной  реабилитации
   населения Уральского региона строительство  и  приобретение  жилья
   для   переселенцев  ведется  медленно.  Следует  подчеркнуть,  что
   большинство   жителей   Муслюмово   (по   данным   социологических
   исследований)   не   хочет   расставаться   с  родными  местами  и
   предпочитает создание системы  льгот,  позволяющих  компенсировать
   ущерб вследствие жизнедеятельности на загрязненной территории.
       Систему льгот необходимо вводить  и  на  территории  остальных
   трех сел,  однако для этого необходимо утверждение Государственным
   комитетом санитарно-эпидемиологического  надзора  уже  выполненных
   расчетов дозовых нагрузок, которые в Госкомитет представлены.
       На территории ВУРСа в настоящее время за пределами отчужденной
   территории  Восточно-Уральского заповедника продолжает проживать и
   осуществлять хозяйственную деятельность население неэвакуированных
   населенных пунктов.  Среди этого населения также есть жители,  для
   которых  превышаются  ежегодные  регламенты  поступления  дозы   в
   организм,  особенно  в  селах  Мусакаево  и  Татарская  Караболка.
   Расчеты для этих населенных пунктов выполнены и также представлены
   в Госкомитет по санитарно-эпидемиологическому надзору.
       Особую тревогу  вызывает  радиационная  ситуация   в   поселке
   Новогорном.   Он   расположен   под   факелом  Аргаяшской  ТЭЦ,  в
   непосредственной  близости  от  водоема  Карачай.  Есть  данные  о
   значительном загрязнении территории поселка изотопами плутония.

       3. Деятельность администрации области по преодолению
          последствий радиоактивного загрязнения

       3.1. Реализация федеральной целевой программы "Социальная
            и радиационная  реабилитация  населения и территорий
            Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности
            ПО "Маяк", на период до 2000 года"

       Сам факт разработки и принятия как первой (1992-1995 гг.), так
   и  второй  Программ,  направленных  на   преодоление   последствий
   радиоактивного загрязнения территорий и решение социальных проблем
   этих территорий, - заслуга  администрации области, которая впервые
   поставила  этот  вопрос  перед государственными органами власти РФ
   еще в 1990 году.
       Обе федеральные    программы   предусматривают   блок   работ,
   выполняемый ПО "Маяк" на территории промплощадки и направленный на
   снижение  риска  возникновения  радиационных  аварий  и катастроф,
   ликвидацию источников радиоактивного загрязнения территорий Урала.
       Действующая Программа, как и первая Программа, предусматривает
   строительство жилья (для пострадавших и переселенцев,  в том числе
   из   Муслюмово),   развитие   сферы   здравоохранения,   меры   по
   экономической и социально-психологической реабилитации  населения,
   подвергшегося   радиоактивному   воздействию   и  проживающему  на
   загрязненных территориях.
       В 1996 - 1997 гг.  Челябинской  области  выделено  243,7 млрд.
   рублей (неденоминированных)  на  капитальные  вложения  и  текущие
   расходы, что составило 69 % от предусмотренных в Программе. Из них
   почти 163,0 млрд. рублей погашены взаимозачетом.
       В 1996 - 1997 гг. введены в строй общеобразовательные школы на
   1920 мест,  молочная кухня и физкультурно-оздоровительный комплекс
   в  городе  Касли,  больница в селе Бродокалмаке на 50 мест (село с
   числом жителей более 4000 человек находится на реке Тече),  роддом
   в Кыштыме на 40 мест.  В 1996 г. также введена в строй медсанчасть
   в г. Касли на 60 коек.
       В 1996 - 1997 гг.  по Программе сданы 129 квартир,  из них для
   переселения граждан из села Муслюмово  выделено  в  1997  году  21
   квартира.  В  1996 - 1997 гг.  годовые   программные   задания  по
   строительству и вводу жилья  для пострадавших выполнены  на  27 %.
   Это прямое следствие сокращения финансирования Программы, введения
   схемы взаимозачетов.  В настоящее время количество  очередников  в
   области составляет 2360 человек.  Тогда при сохранении сегодняшних
   темпов и объемов финансирования понадобится еще не менее 8 лет (по
   сути, еще не одна Программа) для обеспечения жильем всех, кому это
   право гарантировано действующим "Уральским" Законом.
       В этих   условиях   администрация  области  ежегодно  выделяет
   средства  из  областного  бюджета   на   строительство   объектов,
   запланированных в Программе.  Объем выделяемых средств значительно
   превышает утвержденный в Программе:  в 1997 г. выделено 32,8 млрд.
   рублей  (в  Программе  предусмотрено из бюджета области 14,6 млрд.
   рублей), при этом освоение областных средств составило в 1997 году
   54,0 млрд. рублей.  Кроме  того,  Губернатор   области   постоянно
   информирует    Правительство РФ,   Президента РФ    о    состоянии
   финансирования   Программы,   подчеркивая  при  этом,  что  данная
   Программа связана не только  с  вопросами  ликвидации  последствий
   радиационных аварий,  но и с безопасностью населения,  живущего по
   соседству с крупнейшими в мире хранилищами радиоактивных отходов.

       3.2. Решение проблем социальной защиты населения, проживающего
            на "грязных" территориях

       В последние годы наблюдается рост значений дозовых нагрузок на
   население как на территории ВУРСа,  так и на реке  Теча.  С  одной
   стороны,   это   следствие  ухудшающейся  экономической  ситуации,
   которая  заставляет  население  пренебрегать  основными  правилами
   радиационной  безопасности и требованиями ограничительного режима,
   используя пойму реки Теча и загрязненные земли ВУРСа для получения
   продуктов    питания,   выпаса   скота,   сенокошения   и   других
   хозяйственных целей.
       С другой стороны,  именно в последние годы, в основном за счет
   целевых  ассигнований   из   федерального   бюджета   (федеральная
   Программа), местным контролирующим органам (по гидрометеорологии и
   мониторингу природной среды,  Госсанэпиднадзора и другим)  удалось
   выполнить необходимый объем исследований по реке Тече и территории
   ВУРСа,  достаточный для корректной оценки существующих накопленных
   и текущих эффективных доз, а также их прогнозных оценок.
       Полученные результаты дают основание для расширения  категорий
   населения,  пользующегося   льготами   по   "Уральскому"   Закону.
   Администрация    области    активно    работает    с    депутатами
   Государственной  Думы  РФ,  МЧС РФ по доработке проекта Закона РФ,
   как раз и предусматривающего  расширение  указанных  категорий.  В
   настоящее   время   проект   Закона   прошел   первые  слушания  в
   Государственной Думе РФ.
       Не ограничиваясь  работой  на  федеральном уровне,  Губернатор
   области подписал постановление (N 818 от 10 декабря 1997 года)  "О
   первоочередных  мероприятиях  по  ликвидации  последствий  сбросов
   радиоактивных    отходов    в    реку    Теча".     Постановлением
   предусматривается   выделение   средств   из  бюджета  области  на
   строительство жилья,  объектов  коммунальной  сферы  в  населенных
   пунктах,  расположенных  на  реке  Теча,  решение  в  них  проблем
   землеустройства,  обеспечения  населения  чистыми  сенокосными   и
   пастбищными  угодьями,  оздоровления  населения,  особенно  детей.
   Предусмотрен   план   законодательных   работ,   направленных   на
   регламентацию  уровней  облучения  населения  за  счет техногенных
   радионуклидов.

       3.3 Перспективы и предложения

       В проекте федерального бюджета  на  1998  год  для  реализации
   Программы  в  Челябинской  области предусмотрены средства в объеме
   48,2 млн. рублей,  что меньше выделенных  в 1997 году и составляет
   25 % от предусмотренных в Программе.
       В этих условиях  администрация  области,  обращаясь  в  высшие
   органы государственной власти Российской Федерации, предлагает:
       - решение  существующих  в  области  проблем  по   обеспечению
   радиационной  безопасности населения Уральского региона и России в
   целом должно находиться под личным контролем Президента России;
       - Правительству   РФ  обеспечивать  гарантированное  и  полное
   ежегодное финансирование федеральной целевой программы "Социальная
   и  радиационная  реабилитация  населения  и  территорий Уральского
   региона, пострадавших вследствие деятельности ПО "Маяк", на период
   до 2000 года",  а также других программ и законов РФ, направленных
   на  обеспечение  радиационной  безопасности  и  социальную  защиту
   пострадавшего населения Челябинской области и Уральского региона;
       - поручить     администрации     области,     заинтересованным
   министерствам   и   ведомствам   разработать  федеральную  целевую
   программу по социальной реабилитации и  радиационной  безопасности
   Уральского  региона  на  период  до  2010  года  как подтверждение
   гарантий Российской Федерации населению региона.


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz