ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 1998 г. N 446
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РАДИАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА
Во исполнение Закона Челябинской области "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" и в целях реализации Программы создания территориальной
подсистемы ЕГАСКРО в Челябинской области, составленной в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
"О федеральной целевой программе "Создание Единой государственной
автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на
территории Российской Федерации" от 2 ноября 1995 года N 1085 и
утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской
области от 20 марта 1997 г. N 67,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение о территориальной системе радиационного
мониторинга Челябинской области (ТСРМ) (далее - Положение)
(приложение N 1).
2. Утвердить состав комиссии по вопросам функционирования и
развития территориальной системы радиационного мониторинга
Челябинской области (приложение N 2).
3. Заместителю Губернатора области, начальнику главного
управления по радиационной и экологической безопасности
администрации Челябинской области Подтесову Г.Н. в месячный срок
утвердить положение о работе комиссии по вопросам функционирования
и развития территориальной системы радиационного мониторинга
Челябинской области.
4. Главному управлению по радиационной и экологической
безопасности администрации Челябинской области (Подтесов Г.Н.) в
срок до 15 сентября 1998 г. разработать Программу функционирования
и развития ТСРМ в 1999 г. в пределах средств на 1999 год,
предусмотренных Программой природоохранных мероприятий
оздоровления экологической обстановки области на 1997-2000 годы,
утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской
области от 20 марта 1997 г. N 67.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Губернатора области, начальника главного управления
по радиационной и экологической безопасности администрации
Челябинской области Подтесова Г.Н.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
Приложение N 1
к постановлению
Губернатора
Челябинской области
от 27 августа 1998 г. N 446
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РАДИАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ТСРМ)
1. Настоящее Положение определяет назначение, принципы
построения, состав, а также регулирует основные вопросы
функционирования территориальной системы радиационного мониторинга
Челябинской области (далее - ТСРМ).
2. ТСРМ создается во исполнение требований законов Российской
Федерации:
- "Об охране окружающей природной среды";
- "О радиационной безопасности населения";
- "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера";
и в соответствии с
- Постановлением Правительства РФ "О федеральной целевой
программе "Создание Единой государственной автоматизированной
системы контроля радиационной обстановки на территории РФ" от
2 ноября 1995 г. N 1085;
- Программой создания территориальной подсистемы ЕГАСКРО в
Челябинской области, составленной в соответствии с постановлением
Правительства РФ N 1085 от 2 ноября 1995 г. и согласованной
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и
Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды; входящей в "Программу природоохранных
мероприятий оздоровления экологической обстановки области на
1997-2000 годы", утвержденной постановлением Законодательного
собрания Челябинской области от 20 марта 1997 г. N 67.
3. ТСРМ представляет собой совокупность сил и средств контроля
радиационной обстановки в Челябинской области тех предприятий и
организаций, в полномочия которых входят вопросы ведения
радиационного мониторинга и выдачи рекомендаций по обеспечению
радиационной безопасности населения.
4. Целью создания ТСРМ является совершенствование
информационного обеспечения решений органов власти и управления в
Челябинской области, направленных на предотвращение или снижение
возможного ущерба от вредного воздействия на население и
окружающую природную среду, обусловленного радиационным фактором.
5. Основными задачами ТСРМ являются:
- сбор и накопление информации о радиационной обстановке на
территории Челябинской области, фактах и масштабах ее ухудшения и
выдача прогнозов в этой области;
- обеспечение достоверной и полной информацией о состоянии
радиационной обстановки на территории области органов власти и
управления, населения области и средств массовой информации;
- подготовка рекомендаций администрации Челябинской области
для выработки решений по управлению территорией с учетом
радиационного фактора;
- представление информации в виде, пригодном для принятия
управленческих решений, в том числе и при аварийных ситуациях;
- поддержание функционирования и развитие существующих
ведомственных служб и базовых подсистем радиационного мониторинга
для целей решения задач ТСРМ Челябинской области.
6. Базовыми подсистемами ТСРМ являются территориальные
ведомственные подсистемы радиационного мониторинга и локальные
системы радиационного мониторинга радиационно-опасных объектов и
системы радиационного контроля других объектов, обеспечивающие на
территории Челябинской области основные виды радиационного
мониторинга (мониторинг источников радиационного загрязнения,
окружающей природной среды, радиационного воздействия на человека)
(согласно приложению к Положению).
6.1. Мониторинг источников радиоактивного загрязнения на
территории Челябинской области осуществляется:
- системой контроля радиационной обстановки Минатома России,
состоящей из локальных (объектовых) систем контроля
радиационно-опасных объектов (ПО "Маяк", РФЯЦ-ВНИИТФ, ПСЗ);
- системой контроля источников радиационного загрязнения
Государственного комитета по охране окружающей среды Челябинской
области.
6.2. Мониторинг окружающей природной среды осуществляется
территориальной подсистемой Челябинского центра по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
6.3. Мониторинг радиационного воздействия на человека
осуществляется территориальной ведомственной подсистемой органов
Госсанэпиднадзора России на базе областного центра
государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
7. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок
функционирования базовых подсистем определяются соответствующими
документами ведомственных служб.
8. Режимы функционирования ТСРМ:
8.1. Режим повседневной деятельности:
- осуществление базовыми подсистемами 3 основных видов
радиационного контроля:
контроль источников радиоактивного загрязнения,
контроль окружающей природной среды,
контроль радиационного воздействия на человека;
- оценка данных радиационного мониторинга силами базовых
подсистем, прогноз изменений радиационной обстановки;
- планирование и осуществление целевых и научно-технических
программ и мер по функционированию и развитию базовых подсистем,
по повышению уровня их готовности к выдаче рекомендаций для
органов исполнительной власти по конкретным вопросам, связанным с
обеспечением радиационной безопасности.
8.2. Аварийный режим:
- сбор информации о состоянии и динамике радиационной
обстановки при аварийных ситуациях на территории Челябинской
области в соответствии с регламентом деятельности территориальной
подсистемы РСЧС;
- информационное обеспечение областной комиссии по
чрезвычайным ситуациям.
9. Координирующим органом ТСРМ является комиссия по вопросам
функционирования и развития территориальной системы радиационного
мониторинга Челябинской области (далее - комиссия). Состав
комиссии утверждается Губернатором Челябинской области.
10. Органами повседневного управления ТСРМ являются органы
управления базовых подсистем и Комитет по радиационной и
экологической безопасности, реабилитации пострадавших территорий
администрации Челябинской области.
Органами управления ТСРМ в аварийных ситуациях являются
областная комиссия по чрезвычайным ситуациям и органы управления
базовых подсистем.
11. Финансирование ТСРМ Челябинской области проводится за
счет:
- средств федерального бюджета, в части функционирования и
развития базовых подсистем по задачам, определенным федеральными
органами управления;
- средств областного бюджета, в части функционирования и
развития ТСРМ в интересах Челябинской области, за счет средств,
предусмотренных "Программой природоохранных мероприятий
оздоровления экологической обстановки области на 1997-2000 годы",
утвержденной постановлением Законодательного собрания Челябинской
области от 20.03.97 г. N 67, в пределах бюджетных назначений на
текущий финансовый год.
Предложения по обеспечению функционирования и развития ТСРМ в
интересах Челябинской области готовятся органами повседневного
управления ТСРМ и утверждаются комиссией.
Заместитель
Губернатора
Челябинской области
Г.Н.ПОДТЕСОВ
Приложение
к Положению о ТСРМ
СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СОСТАВ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАДИАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Подсистема мониторинга радиационного воздействия на
человека
Функции:
- оценка дозовых нагрузок на население, проживающее на
территории области;
- оценка риска здоровью населения по радиационному фактору;
- выдача рекомендаций и выработка регламентов для обеспечения
радиационной безопасности на территории области;
- оценка дозовых нагрузок на население, проживающее на
территории области, в аварийных ситуациях.
Состав:
а. Силы и средства Уральского научно-практического центра
радиационной медицины:
1. Радиохимическая и спектральная лаборатория
2. Счетчик измерения гамма-бета излучения тела человека (СИЧ)
3. Аналитическая система расчета доз внешнего и внутреннего
облучения
б. Силы и средства Областного центра Госсанэпиднадзора в
Челябинской области
1. Уральский региональный радиологический центр;
2. Восемь центров Госсанэпиднадзора в зоне влияния ПО "Маяк" в
населенных пунктах: Кыштым, Карабаш, Верхний Уфалей, Миасское,
Долгодеревенское, Аргаяш, Касли, Кунашак.
2. Подсистема мониторинга источников радиоактивного
загрязнения
Функции:
- оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных
с радиационным загрязнением местности;
- обеспечение безопасного функционирования источников.
Состав:
а. Силы и средства Государственного комитета по охране
окружающей среды Челябинской области:
1. Специализированная инспекция государственного
экологического контроля и анализа (СИГЭКА);
2. Сеть контроля <*>, в составе 3 автоматических постов
контроля источников ПО "Маяк": <"Карачай", "з-д N 235", "з-д
N 235-мет">.
б. Силы и средства объектовых систем контроля ПОО:
ПО "Маяк"
1. Лаборатория охраны окружающей среды ЦЗЛ;
2. Автоматизированная сеть контроля в составе:
19 автоматических постов контроля МЭД, в том числе посты в
населенных пунктах <*>: Челябинск, Кыштым, Касли, Озерск,
Снежинск, Кунашак, 4 метеопоста.
РФЯЦ-ВНИИТФ
1. Центр радиационного контроля РФЯЦ-ВНИИТФ
2. Силы и средства АТЦ Министерства Российской Федерации по
атомной энергии (база дислокации РФЯЦ-ВНИИТФ г. Снежинск)
ПСЗ
1. Служба радиационной безопасности предприятия.
3. Подсистема мониторинга окружающей природной среды
Функции:
- контроль и оценка радиационного загрязнения Челябинской
области в целом и его динамики;
- контроль и оценка изменений радиационной обстановки вокруг
радиационноопасных объектов.
Состав:
а. Силы и средства Челябинского центра по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды:
1. Радиологическая лаборатория;
2. Сеть наблюдения и контроля в составе:
51 дозиметрический пост (из них 10 <*>),
36 площадок по отбору проб атмосферных выпадений (из них 10
<*>),
8 контрольных оборудованных площадок <*> по отбору аэрозольной
фракции атмосферного воздуха <*>,
2 контрольных створа <*> (с. Муслюмово и с. Усть-Караболка),
5 автономных датчиков измерения гидрологических параметров <*>
на реках Теча и Караболка <*>,
3 автоматизированных поста <*> контроля МЭД гамма-излучения в
нас. пунктах Башакуль, Худайбердинск, Калининский;
3. Группа радиационной разведки <*>;
4. Телекоммуникационный узел <*> по приему и распространению:
- информации автоматических постов контроля МЭД ЧГМЦ;
- информации автоматической сети контроля радиационной
обстановки ПО "Маяк" (информация 12 постов объектовой сети ПО
"Маяк": 6 постов контроля МЭД в населенных пунктах Челябинск,
Кыштым, Касли, Озерск, Снежинск, Кунашак);
- информации 6 постов контроля МЭД в районе СЗЗ ПО "Маяк";
- объективной и прогностической метеорологической информации;
- объективной и прогностической информации о распространении
загрязнений в случае радиационных инцидентов, связанных с выбросом
радиоактивных веществ в атмосферу;
б. Силы и средства центра химизации и сельскохозяйственной
радиологии "Челябинский"
в. Силы и средства Каслинской радиологической лаборатории
Челябинского управления лесами:
сеть наблюдения в составе 10 стационарных участков
Кыштымский лесхоз - 2 участка,
Кунашакский лесхоз - 2 участка,
Аргаяшский лесхоз - 2 участка,
Каслинский лесхоз - 4 участка.
г. Химико-радиометрическая лаборатория Главного управления по
делам ГОЧС Челябинской области
д. Специализированное предприятие по техническому обслуживанию
защитных средств и сооружений гражданской обороны "ЩИТ"
<*> - создано за счет средств федеральных целевых программ
"Государственная программа РФ по радиационной реабилитации
Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему
населению на период до 1995 года" и "Социальная и радиационная
реабилитация населения и территорий Уральского региона,
пострадавших в результате деятельности ПО "Маяк" на период до 2000
года".
Заместитель
Губернатора
Челябинской области
Г.Н.ПОДТЕСОВ
Приложение N 2
к постановлению
Губернатора
Челябинской области
от 27 августа 1998 г. N 446
СОСТАВ
КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАДИАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА
В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Подтесов - председатель комиссии, заместитель
Геннадий Николаевич Губернатора Челябинской области
2. Новоселов - секретарь комиссии, начальник
Андрей Васильевич отдела Главного управления по
радиационной и экологической
безопасности Челябинской области
Члены Комиссии:
3. Козлов - Заместитель начальника Главного
Виктор Олегович управления по радиационной и
экологической безопасности
Челябинской области
4. Василенко - начальник отдела общей и
Евгений Константинович радиационной безопасности
(по согласованию) ПО "Маяк" (г. Озерск)
5. Мокров - начальник лаборатории охраны
Юрий Геннадьевич окружающей среды ПО "Маяк"
(по согласованию) (г. Озерск)
6. Панков - ведущий инженер СКБ АП ПО "Маяк"
Владимир Николаевич (г. Озерск)
(по согласованию)
7. Субботин - начальник отдела радиационной
Леонид Алексеевич безопасности РФЯЦ - ВНИИТФ
(по согласованию) (г. Снежинск)
8. Файзрахманов - заместитель начальника отдела
Фидус Фаязович радиационной безопасности
(по согласованию) РФЯЦ-ВНИИТФ (г. Снежинск)
9. Калугин - Главный физик Приборостроительного
Александр Николаевич завода (г. Трехгорный)
(по согласованию)
10. Зайцев - заведующий отделом физико -
Юрий Анатольевич химических исследований Уральского
(по согласованию ) регионального радиологического
центра (УРРЦ)
11. Кравцова - заместитель главного санитарного
Элеонора Михайловна врача Челябинской области,
(по согласованию) начальник Уральского регионального
радиологического центра
12. Букова - начальник Челябинского областного
Наталья Александровна центра по радиологии и мониторингу
(по согласованию) окружающей среды
13. Садовский В.Ф. - заместитель председателя
(по согласованию) Государственного комитета по
охране окружающей среды
Челябинской области
14. Трушин В.С. - заместитель начальника отдела
(по согласованию) экологического мониторинга
Государственного комитета по
охране окружающей среды
Челябинской области
15. Батурин - сотрудник отдела внешней среды
Вячеслав Андреевич Уральского научно-практического
(по согласованию) центра радиационной медицины
16. Корнеева - заместитель директора Центра
Светлана Александровна химизации и сельскохозяйственной
(по согласованию) радиологии "Челябинский"
17. Ширяев - главный специалист отдела защиты
Леонид Петрович леса и радиологии Челябинского
(по согласованию) управления лесами
18. Голиков - начальник отдела радиационной,
Сергей Михайлович химической и радиологической
(по согласованию) защиты Главного управления
по делам гражданской обороны и
чрезвычайных ситуаций Челябинской
области
Заместитель
Губернатора
Челябинской области
Г.Н.ПОДТЕСОВ
|