МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 3 августа 1998 г. N 26
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ
ОБЛАСТНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 1998 ГОДА
И МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Социально-экономическая обстановка в области в 1 полугодии
1998 года характеризовалась снижением объемов производства в
большинстве отраслей промышленности, непроизводственной сферы
экономики и сельском хозяйстве. По сравнению с началом года
выросла социальная напряженность среди населения: увеличились
задержки выплаты зарплаты работникам предприятий, пособий по
безработице - безработным гражданам, пенсий - пенсионерам.
Все эти факторы определили напряженную ситуацию на
регистрируемом рынке труда.
За 6 месяцев т.г. в органы службы занятости населения области
обратилось 228728 чел. Поставлено на учет - 63440 чел., что на
9,1 % больше, чем в 1 полугодии 1997 года, остальные получили
консультационные услуги. Признано безработными 29293 чел., на
1,2 % меньше аналогичного периода прошлого года. В целом по
области за год основные показатели регистрируемой безработицы
снизились: уровень безработицы - на 0,5 п.п., средняя
продолжительность безработицы - на 0,6 месяца, удельный вес
безработных с продолжительностью безработицы более 1 года - на
3,2 п.п., соотношение спроса и предложения рабочей силы на
0,5 чел. Основными причинами этого стали длительные задержки в
выплате пособий по безработице, повышение эффективности работы
органов службы занятости, сезонный фактор.
Главным фактором, определяющим всю деятельность областной
службы занятости, являлся острый дефицит финансовых средств в
государственном фонде занятости населения (ГФЗН). Задолженность
работодателей по страховым взносам с начала года возросла на
55 млн. руб., в том числе основной долг на 22,2 млн. руб.
Поступление средств в ГФЗН в январе - июне было неравномерным:
9,1 млн. руб. в январе, 16,4 млн. руб. в марте, 19,2 млн. руб. в
апреле. Всего за 6 месяцев поступило 80,4 млн. руб.
Этих средств оказалось недостаточно для финансирования
основных мероприятий областной программы содействия занятости
населения, в первую очередь выплаты пособий по безработице. Долг
за полгода увеличился с 30,9 млн. руб. до 44,2 млн. руб. Задержки
по времени выплаты пособий составляют от 1 до 12 месяцев.
Обострилась ситуация в "шахтерских" городах: за 6 месяцев в
Еманжелинский, Копейский и Коркинский городские отделы обратилось
593 работника угольной промышленности, статус безработного
получили 413 чел., что в 1,3 и 1,4 раза больше, чем в 1 полугодии
1997 г.
В таких сложных условиях руководители и специалисты
территориальных и функциональных отделов Департамента решали
основные проблемы содействия занятости населения.
За 6 месяцев при содействии службы занятости нашли работу
51028 чел., что составляет 116,8 % к соответствующему периоду
прошлого года. Уровень трудоустройства на 1.07.98 г. в среднем по
области составил: среди ищущих работу - 50,4 %, среди
безработных - 33,8 %, на 1.07.97 г. - 41,9 и 30,5 %
соответственно.
Анализ реализации основных положений областной программы
содействия занятости населения на 1998 год свидетельствует о том,
что в основном показатели выполняются: нашли работу 51028 чел.
(52,8 - здесь и далее в скобках проценты от годовых показателей
программы). Сохранено 1919 рабочих мест (54,8), предотвращено
массовое высвобождение 7568 чел. (48,7), прошли социальную
адаптацию 2254 чел. (62,6). Содействие временному трудоустройству
получили 27066 чел. (66,3), в том числе на общественные работы
6056 чел. (55,1), на временные работы 3590 чел. (56,7);
трудоустроено на временную работу граждан в возрасте 14-18 лет -
17420 чел. (74,1), на квотированные рабочие места - 2020 чел.
(59,4). Профориентационные услуги получили 33765 чел. (48,5),
завершили профессиональное обучение 3886 чел. (81,5), из них по
целевым программам 1735 чел. (81,8).
Программой содействия самостоятельной занятости и
предпринимательской инициативе охвачено 5345 чел. (49,1).
Из-за недостатка средств в ГФЗН идет отставание в части
поддержки доходов безработных граждан: пособие по безработице
назначено 29885 чел. (42,1), материальная и иная помощь оказана
92 чел. (35,4), организован отдых 64 детей безработных (45,7),
досрочные пенсии получили 62 чел. (29,5).
По сравнению с 1 полугодием 1997 года практически по всем этим
показателям имеется рост.
Повышение эффективности трудоустройства связано с точным
соблюдением существующей технологии работы и внедрением новых форм
и методов работы с работодателями и незанятым населением.
Дальнейшее развитие получила маркетинговая деятельность:
специалисты посетили 7389 предприятий, проведено 105 совещаний с
работодателями. Это позволило получить 37321 вакансию.
Сохранение 1919 рабочих мест обеспечено за счет оказания
финансовой помощи из ГФЗН в размере 9253,6 тыс. руб.
Значительно выросли показатели профессионального обучения:
направлено на обучение 4637 чел., из них 3654 безработных
гражданина, что в 2,1 и 1,7 раза больше, чем в 1 полугодии 1997 г.
Завершили обучение 3886 чел., в том числе 3342 чел., имевших ранее
статус безработных. Эти показатели выше прошлогодних в 2,5 и 2,3
раза.
В УМЦ и его филиалах прошли обучение 985 безработных граждан.
Опережающее обучение прошли 465 высвобожденных работников, за счет
предприятий, собственных средств обучилось 324 чел.
Для содействия занятости граждан, особо нуждающихся в
социальной защите, проведена большая работа по квотированию
рабочих мест на основании постановлений губернатора области от
30.07.97 г. N 563 и от 1.12.97 г. N 789.
На заквотированных 2392 рабочих местах за 6 месяцев
трудоустроено 2020 чел., в том числе 466 инвалидов, 170 чел.
молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу, 119 чел.
освобожденных из мест лишения свободы и др.
В условиях дефицита финансовых средств в ГФЗН в проведении
мероприятий активной политики занятости широко использовалась
система взаимозачетов: их доля составила 73,4 %, в том числе при
организации занятости молодежи - 85,8 %, организации общественных
работ - 76,4 % (с учетом средств местных бюджетов), временной
занятости подростков - 97,0 %.
Продолжается практика погашения задолженности по выплате
пособия по безработице продуктами питания, оплатой коммунальных
услуг.
За 1 полугодие проведены плановые проверки финансово -
хозяйственной деятельности в 13 территориальных отделах
Департамента ФГСЗН, УГП "Труд", УЦ при Миасском городском отделе
Департамента, УПП ВОГ. Следует отметить повышение общего уровня
ведения бухгалтерского учета и технологии работы.
Планомерно и на хорошем уровне проведены мероприятия по
организационному, правовому, информационному и материально -
техническому обеспечению принятых программ.
Выполнение основных показателей программ содействия занятости
населения обеспечили своей активной, творческой и напряженной
работой большинство городских и районных отделов Департамента.
По организации трудоустройства:
- стабильно с хорошими показателями работали Копейский и
Коркинский городские, Еткульский, Кизильский и Нагайбакский
районные отделы; улучшили показатели работы - Златоустовский,
Миасский, Чебаркульский и Южноуральский городские отделы;
- эффективно работали "Клубы ищущих работу" Магнитогорского,
Еманжелинского, Копейского и Саткинского городских,
Верхнеуральского и Еткульского районных отделов;
- успешно организованы и проведены общественные работы в
Ашинском, Верхнеуфалейском, Еманжелинском, Усть-Катавском и
Южноуральском городских, Еткульском, Кизильском, Нагайбакском и
Увельском районных отделах; активно использовали при этом механизм
взаимозачетов Златоустовский, Копейский, Миасский, Троицкий,
Усть-Катавский городские и Варненский районный отдел;
- улучшили показатели по оргнабору Карабашский, Карталинский,
Копейский, Кыштымский и Пластовский городские, Варненский,
Кунашакский и Нязепетровский районные отделы;
- по сельхозпереселению семей в лучшую сторону отмечаются
Варненский, Красноармейский и Увельский районные отделы;
- по содействию предпринимательской деятельности безработных
граждан хорошие результаты имеют Златоустовский и Миасский
городские, Кизильский и Кунашакский районные отделы.
Устойчивая тенденция в развитии профориентационных услуг
сложилась в Магнитогорском, Златоустовском, Копейском, Саткинском
и Троицком городских, Верхнеуральском, Красноармейском,
Нязепетровском и Чесменском районных отделах.
Активную работу по профессиональному обучению провели
Златоустовский, Магнитогорский, Копейский и Саткинский городские,
Аргаяшский, Еткульский и Кизильский районные отделы.
Активно работали по трудоустройству граждан, особо нуждающихся
в социальной защите, на квотированные рабочие места
Златоустовский, Еманжелинский, Карталинский и Троицкий городские,
Еткульский, Нязепетровский и Увельский районные отделы.
Магнитогорский городской отдел трудоустроил 23 инвалида с
частичной компенсацией расходов работодателей по оплате труда
инвалидов.
В то же время в течение 1 полугодия ряд территориальных
отделов Департамента недостаточно работали по различным
направлениям содействия занятости населения:
- уровень сбора обязательных страховых отчислений в ГФЗН ниже
среднеобластного (70,9 %) имели 14 городских и 12 районных
отделов, в том числе самый низкий уровень сбора - Копейский
городской (49,2 %) и Кизильский районный отдел (38,5 %). Резко
снизил эту работу Челябинский городской отдел;
- по содействию в трудоустройстве снизили показатели работы
Челябинский городской, Аргаяшский, Брединский, Варненский,
Октябрьский и Уйский районные отделы;
- ниже своих возможностей по проведению общественных работ
трудились Челябинский и Карталинский городские, Брединский и
Кусинский районные отделы;
- снизили темпы работы по содействию предпринимательской
деятельности безработных граждан Карталинский городской,
Аргаяшский, Брединский и Октябрьский районные отделы;
- уменьшилась численность граждан, получивших обязательные
профориентационные услуги, в Ашинском, Верхнеуфалейском и Миасском
городских, Брединском и Еткульском районных отделах;
- недостаточно активно направляли безработных граждан на
профобучение Карабашский, Карталинский и Катав-Ивановский
городские, Брединский, Нязепетровский и Уйский районные отделы;
- необходимо обратить внимание на повышение уровня
трудоустройства граждан, уволенных с военной службы,
Магнитогорскому, Пластовскому и Саткинскому городским отделам.
Необходимо отметить, что в ряде территориальных отделов
Департамента вышеназванные недостатки указывались по итогам работы
за 1997 год: по общественным работам - Карталинский и Кусинский
отделы, по профориентации - Брединский отдел, по профобучению -
Карабашский, Карталинский и Уйский отделы.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Заместителям руководителя Департамента, начальникам
территориальных и функциональных отделов Департамента,
руководителям УМЦ, ЦПНПИ, ГУ "Бизнес-центр", всем специалистам
областной службы занятости населения во 2-м полугодии 1998 г.,
наращивая положительный опыт работы в 1-м полугодии по основным
направлениям содействия занятости населения, добиться полного
выполнения областной и территориальных программ содействия
занятости населения на 1998 г.
2. Основное внимание всего персонала областной службы
занятости населения сосредоточить на:
- повышении уровня сбора страховых взносов в ГФЗН, уменьшении
кредиторской задолженности работодателей;
- превентивной работе по предотвращению массовых высвобождений
работников с предприятий, в первую очередь в "шахтерских" городах
и территориях с критической ситуацией на рынке труда;
- углублении взаимодействия с работодателями, считая это
первоочередной задачей;
- развитии эффективных форм и методов профориентации,
психологической поддержки и профессионального обучения с целью
повышения конкурентоспособности и социально-психологической
адаптации безработных граждан и незанятого населения на рынке
труда, удовлетворении потребностей работодателей в
квалифицированных кадрах;
- внедрении системы квотирования рабочих мест для инвалидов и
других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите,
эффективном их использовании, на трудоустройстве инвалидов с
частичной компенсацией расходов работодателей по оплате труда
инвалидов;
- оказании максимального содействия уволенным с военной службы
гражданам, в первую очередь офицерскому составу, в
профессиональной переподготовке с широким использованием
областного банка образовательных учреждений.
С целью дальнейшего совершенствования автоматизированных
информационных систем организовать передачу информации по сети
"Интернет".
3. Контроль за выполнением приказа возложить на первого
заместителя руководителя Департамента Арзамасцева Ю.А. и отдел
рынка труда и программ содействия занятости населения
(Лялин А.М.).
4. Начальникам территориальных и функциональных отделов
Департамента информацию о выполнении приказа представить до
20 января 1999 года.
Руководитель
Департамента ФГСЗН
по Челябинской области
Л.П.ШУШАРИН
|