АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 7 мая 1998 года
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
За период демократических преобразований в нашей стране
возросла общественно-политическая активность граждан. Об этом
свидетельствует и тот факт, что за время действия первого Закона
СССР "Об общественных объединениях" от 1991 года, а потом и в
соответствии с Федеральным законом РФ "Об общественных
объединениях" от 1995 года в области прошли регистрацию
соответственно 731 и 329 общественных объединений. Таким образом,
на начало текущего года управлением юстиции зарегистрировано 1060
общественных объединений, среди них 52 политические партии и их
отделения, 57 общественно-политических движений со своими местными
структурами, а также 13 благотворительных, 44 культурно -
просветительских, 73 спортивных, 23 технических общественных
объединений.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" вступил в
силу 25 мая 1995 года. Общественные объединения,
зарегистрированные до вступления в силу данного закона, в
соответствии со статьей 52, обязаны привести свои уставы в
соответствие с требованиями этого закона на ближайшем съезде
(конференции) или общем собрании путем внесения в них изменений и
дополнений. Уставы общественных объединений до приведения их в
соответствие с Федеральным законом действуют лишь в той части,
которая ему не противоречит. Этой же статьей предусмотрена
государственная перерегистрация общественных объединений,
созданных до вступления в силу Федерального закона. Однако по ряду
причин, особенно по незнанию закона или нежеланию его выполнять,
процесс перерегистрации идет медленно. На 1 января в управлении
юстиции перерегистрацию прошли лишь 23 общественных объединения.
Между тем, установлен срок перерегистрации - до 1 июля 1999 года,
по истечении которого общественные объединения по требованию
управления юстиции будут ликвидированы в судебном порядке.
При приведении уставов в соответствие с действующим
законодательством необходимо руководствоваться рядом законов:
Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами
"Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях",
"О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях" и другими в зависимости от организационно-правовой
формы, специфики и сферы деятельности общественного объединения.
Устав общественного объединения должен содержать все
предусмотренные статьей 20 Федерального закона "Об общественных
объединениях" положения, отсутствие даже одного из них влечет
отказ в перерегистрации.
Официальное название общественного объединения должно
содержать указание на организационно-правовую форму. Кроме того, в
уставе необходимо указать территорию, на которой общественное
объединение осуществляет свою деятельность.
Следует обратить внимание на то, что представляемые на
перерегистрацию уставы некоторых общественных объединений
предусматривают в качестве членов и учредителей трудовые
коллективы или так называемых коллективных членов, а действующий
Федеральный закон не допускает их участие в деятельности
общественных объединений в таком качестве. Учредителями, членами и
участниками общественных объединений могут быть граждане и
юридические лица - общественные объединения.
Недопустима коммерциализация деятельности общественных
объединений, так как они являются некоммерческими организациями и
создаются для удовлетворения духовных и иных нематериальных
потребностей граждан. С учетом этого в уставе общественного
объединения должны быть указаны конкретные виды
предпринимательской деятельности, которыми оно будет заниматься и
которые должны соответствовать характеру его уставных целей.
Хотелось бы напомнить, что статья 29 вышеуказанного
Федерального закона обязывает общественные объединения ежегодно
информировать регистрирующий орган о продолжении своей
деятельности с указанием действительного места нахождения
постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных
о руководителях общественного объединения в объеме сведений,
включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Данное
требование закона по существу не выполняется. Информация
предоставлена только 21 общественным объединением, тогда как
непредоставление обновленных сведений в течение трех лет влечет за
собой обращение управления юстиции в суд с иском о признании
данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве
юридического лица и об исключении его из государственного реестра
общественных объединений. В настоящее время рассматривается вопрос
о подготовке и предъявлении такого рода исковых заявлений.
Роль общественных объединений в современной политической и
общественной жизни постоянно возрастает. Обновляется и изменяется
законодательство, касающееся их деятельности. Например,
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от
19 сентября 1997 г. установлен новый порядок участия общественных
объединений в выборах и проведении референдума. Право выдвижения
кандидатов по данному закону имеют политические общественные
объединения (политические партии, политические организации,
политические движения) и их объединения, созданные и
зарегистрированные на уровне, соответствующем уровню выборов, или
на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня
голосования. Иные общественные объединения имеют право участвовать
в выборах на соответствующем их созданию и регистрации уровне
посредством проведения в допускаемых законом формах и законными
методами предвыборной агитации и назначения наблюдателя в порядке,
установленном законодательством. Кроме того, общественное
объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за
шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с
инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает
участие в выборах, может образовать инициативную группу по
проведению референдума для сбора подписей граждан Российской
Федерации, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку
инициативы проведения референдума.
Общественные объединения объединяют граждан на основе общности
интересов для достижения общих целей, защищают их законные права,
оказывают помощь государственным органам в осуществлении реформ и
социальной политики. Поэтому для реализации целей и задач, стоящих
перед общественными объединениями, обеспечения гарантий их
деятельности важно своевременно и надлежащим образом привести
уставы и иные учредительные документы общественных объединений в
соответствие с действующим законодательством и пройти
государственную перерегистрацию.
По всем возникшим вопросам по перерегистрации общественных
объединений следует обращаться к специалистам сектора регистрации
общественных объединений явочно или по телефонам (3512) 61-41-06
или 33-24-85.
Начальник
управления юстиции,
государственный советник
юстиции II класса,
заслуженный юрист РФ
В.ШАБУРНИКОВ
|