ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИЯ
от 6 мая 1998 года
ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализируя итоги функционирования системы обязательного
медицинского страхования в Челябинской области за четыре года,
следует отметить, что в условиях экономического кризиса и
социальной напряженности введение системы ОМС позволило обеспечить
гражданам право на бесплатное получение медицинской помощи
независимо от состояния здоровья, места жительства и личного
дохода.
За период с 1994 по 1997 год включительно Челябинский
областной фонд ОМС аккумулировал и направил на нужды
здравоохранения 1 трлн. 419,7 млрд. рублей (здесь и ниже -
"старые" рубли). По состоянию на 1 января 1998 года, областной
фонд зарегистрировал в области 125,6 тысячи плательщиков страховых
взносов - юридических и физических лиц.
Так же остро, как и у бюджета, стоит у нас проблема
поступления доходов, то есть страховых взносов. По состоянию на
1 января 1998 года, общая задолженность (вместе со штрафными
санкциями) различных отраслей промышленности и народного хозяйства
перед фондом составила 1,9 трлн. рублей, из них 334 млрд. руб.
основного долга.
Правлением фонда и исполнительной дирекцией в прошедшем году
были предприняты меры по увеличению поступлений страховых
платежей. Так, если в первом квартале 1997 года ежемесячные
поступления средств составляли 59,7 процента от планового, то во
втором квартале они составили 79,7 процента, в третьем квартале
93,3 процента, а в четвертом квартале 130 процентов. Этого удалось
достичь благодаря настойчивой и разносторонней работе руководства
фонда с руководителями предприятий и организаций, местных органов
власти, главными врачами лечебных учреждений, усилению контроля за
деятельностью филиалов по сбору страховых взносов.
В числе мер - принятие нестандартных решений правлением фонда
по заключению соглашений со страхователями, предусматривающих
приостановку начисления пени при уплате ими текущих платежей в
фонд, предоставление права главам местных администраций
использовать часть штрафных санкций, начисленных на предприятия за
неуплату страховых взносов, в интересах здравоохранения
территорий. В прошлом году проводилась более активная работа по
взаимозачетам с предприятиями области, имеющими задолженность по
страховым платежам. Если за 1996 год нами проведено взаимозачетов
на сумму 122,9 млрд. руб., то за 1997 год эта сумма составила уже
307,9 млрд. руб.
Справедливости ради скажу, что на взаимозачеты мы идем
неохотно, мы их видим как вынужденную меру, обусловленную
повальным кризисом неплатежей в народном хозяйстве. Определенная
часть средств, направляемая через систему взаимозачетов, идет не
на выполнение территориальной программы, а на финансовую помощь
ЛПУ - приобретение оборудования и транспорта, ремонты и даже
строительство, но позиция правления в этом вопросе такова: решая
различными путями вопросы укрепления материальной базы
здравоохранения, мы реализуем социальную политику, направленную на
улучшение медицинского обслуживания населения области.
Нами по системе взаимозачетов в 1997 году оказана значительная
помощь в строительстве коркинской детской больницы
(1,2 млрд. руб.), городской больницы N 2 г. Миасса
(1,1 млрд. руб.), ГКБ N 6 и 8 г. Челябинска (1,5 и
5,2 млрд. руб.), областной психоневрологической больницы
(2,3 млрд. руб.). Более 8,0 млрд. руб. направлено на капитальный
ремонт ЦГБ Верхнего Уфалея, Карталов, Кыштыма, Троицка, Увелки,
МСЧ-92 г. Миасса и Вишневогорской больницы. Фондом оказана помощь
в подготовке к зиме 80 медицинским учреждениям области. Закуплено
медицинского оборудования на 56,5 млрд. руб., медикаментов на
сумму 83,0 млрд. руб. В текущем году фонд берет на себя
приобретение медикаментов для 765 фельдшерско-акушерских пунктов
Челябинской области.
Необходимо остановиться на нерешенной пока в нашей области
проблеме обязательного медицинского страхования неработающего
населения. В 1997 году договоры о страховых платежах на
неработающее население заключены с администрациями всего 12
городов и районов области из 40, где находятся филиалы областного
фонда. Доля средств, поступающих из бюджета на страхование
неработающего населения, в доходах территориального фонда
составляет менее 15 процентов, тогда как эта категория населения
составляет около 60 процентов. И дело здесь не столько в тяжелом
финансовом положении на территориях области, сколько в нежелании
руководителей на местах исполнять закон о медицинском страховании.
Говоря о договорных отношениях фонда и лечебных учреждений
области, системе и порядке оплаты оказываемых медицинских услуг,
хочется отметить, что по этим направлениям деятельности мы очень
тесно взаимодействуем с главным управлением здравоохранения,
руководителями и специалистами медицинских учреждений.
Территориальная программа, порядок финансирования больниц и
поликлиник из средств фонда ОМС, тарифы на медицинские услуги
проходят тщательную предварительную экспертизу перед их
утверждением главой администрации области.
На территории области в системе обязательного медицинского
страхования функционирует 152 лечебно-профилактических учреждения.
С целью получения достоверной информации об оказанных
медицинских услугах в лечебно-профилактических учреждениях области
фондом совместно с ГУЗО были разработаны и утверждены
учетно-отчетные формы и программа статистического учета,
позволяющая получить персонифицированную информацию об оказанных
медицинских услугах в ЛПУ. Это дает нам возможность получать
достоверную информацию о количестве и перечне получаемых
населением медицинских услуг, оценить финансовые объемы
оказываемых в отдельных ЛПУ и на территориях медицинских услуг, а
также проверять достоверность расчетных форм, представляемых в
фонд ОМС на оплату.
На ближайшую перспективу фонду совместно с ГУЗО необходимо
провести работу по совершенствованию способов оплаты медицинской
помощи. Нужно сказать, что наши средства, которые предназначены
исключительно на оплату лечения, отвлекаются руководителями
лечебных учреждений на коммунальные, транспортные и другие услуги.
Содержание зданий и сооружений, техническое обслуживание,
приобретение оборудования должны обеспечиваться собственниками
учреждений здравоохранения, которыми являются администрации
муниципальных образований области.
Серьезной является проблема лекарственного обеспечения
лечебных учреждений. Недостаток финансов или нерациональное их
использование приводит к тому, что больным приходится покупать
лекарства из собственных средств, что полностью противоречит
закону и территориальной программе ОМС. Мы готовы решать эту
проблему совместно с ГУЗО и комитетом по фармации. Поскольку этот
вопрос социально значимый и многоплановый, он должен быть
урегулирован на уровне Законодательного собрания и правительства
области.
На территории Челябинской области в соответствии с
законодательством о медицинском страховании граждан
зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 12 страховых
медицинских организаций.
По состоянию на 1 января 1998 года, застраховано по договорам
страхования 345,9 тыс. человек, что составляет 97,3 процента от
численности постоянно проживающего населения области. Выдано
3362,1 тыс. страховых медицинских полисов, или 97,3 процента к
численности проживающего населения области.
В 1997 году в области наблюдалась тенденция расторжения
страхователями - администрациями и руководителями предприятий
договоров страхования с филиалами и представительствами страховых
медицинских организаций.
Следует отметить, что не все страховые компании ведут успешно
свои дела. По нашему мнению, необходима их добровольная
аккредитация для определения возможностей каждой компании по
ведению страховой деятельности. Считаем, что на территории области
оптимальной явилась бы модель, когда в крупных городах, где
возможна конкуренция, работали бы страховые компании, а на
территориях с малой плотностью населения, где работа страховых
медицинских организаций затруднена, функции по осуществлению
обязательного медицинского страхования на территории осуществляли
бы филиалы областного фонда. Они организационно и технически к
этому готовы.
Большой поток информации по направлениям деятельности фонда,
перерабатываемый в исполнительной дирекции и филиалах фонда,
потребовал создания информационной системы, внедрения компьютерных
программ. Нами приобретено и установлено в филиалах фонда и ЛПУ
409 компьютеров. Первоочередной задачей явилось создание
программного комплекса по контролю за поступлением страховых
взносов, на втором этапе была проведена большая работа по
формированию и ведению регистра застрахованного населения области,
печати и оформления страховых полисов.
И третьим этапом явилось создание системы персонифицированного
учета посещений в ЛПУ. На месте мы не стоим. Впереди работа по
созданию единой корпоративной сети по области, решение других
серьезных задач.
Областной фонд обязательного медицинского страхования, являясь
финансово-кредитным учреждением, обязан осуществлять контроль за
целевым и рациональным расходованием средств ОМС. Контрольно -
ревизионной службой фонда проводятся регулярные плановые проверки
филиалов фонда, ЛПУ, страховых медицинских компаний.
За время деятельности фонда ревизорами проведено 719 проверок
ЛПУ, в результатах которых выявлено нецелевое и нерациональное
использование средств ОМС на сумму 16217,4 млн. рублей, из которых
восстановлено на 1.10.97 г. 4426,5 млн. руб.
Наиболее характерные нарушения: оплата видов расходов, не
включенных в структуру тарифов, и оплата видов медицинской помощи,
услуг, мероприятий, не включенных в территориальную программу ОМС.
Работниками контрольно-ревизионной службы проведено 99
проверок страховых медицинских организаций. В результате проверок
выявлены финансовые нарушения на сумму 58,7 млн. рублей, которые
восстановлены в сумме 48,3 млн. рублей.
Деньги любят счет, причем строгий. Я бы хотел обратиться к
руководителям предприятий, главным врачам ЛПУ, руководителям СМО,
директорам филиалов фонда ОМС: давайте будем строго соблюдать
финансовую дисциплину, и тогда, уверен, у нас все получится.
Исполнительный директор
Челябинского областного
фонда обязательного
медицинского страхования
Ю.Н.ЗВОНКОВ
|