МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
от 17 марта 1998 года
СИСТЕМА АКТИВНОГО МАРКЕТИНГА СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ РАБОТОДАТЕЛЯМ
Введение
Основной функцией службы занятости на рынке труда является
урегулирование взаимоотношений между свободной рабочей силой и ее
потребителями - работодателями.
Реализуя государственную политику в сфере занятости, работники
службы занятости области используют технологию работы,
разработанную применительно к конкретным территориям. И если в ней
вопросы обслуживания граждан, ищущих работу, отработаны детально,
то вопросы взаимодействия с работодателями - значительно хуже.
Необходимость повышения уровня взаимодействия, постоянного
развития и углубления связей службы занятости с работодателями
послужила причиной издания приказа Департамента от 05.09.96 г.
N 244 "О развитии маркетинговой деятельности областной службы
занятости в сфере услуг работодателям". С момента издания приказа
прошло 1,5 года и, подводя итог, можно утверждать, что
территориальными управлениями ФСЗН области создана и внедрена в
технологию работы система активного маркетинга, основанная как на
собственном имевшемся опыте, так и на опыте работы служб занятости
Шотландии и Швеции.
В приказах по управлениям определены основные направления
маркетинга. В более крупных управлениях ФСЗН созданы маркетинговые
группы (секторы), в менее крупных - назначены ответственные за это
направление работы. В 1997 году 13 специалистов службы занятости
прошли обучение по программе "Тасис" в Уральском межрегиональном
центре обучения персонала Минтруда и социального развития
Российской Федерации по теме "Взаимодействие с работодателями".
Маркетинговая деятельность управлений занятости проводится на
основе разрабатываемых ими ежеквартальных планов.
В г.г. Копейске, Троицке, Магнитогорске проведены зональные
семинары - совещания с включением в повестку дня вопроса: "О
развитии маркетинговой деятельности".
Отделами Департамента подготовлены и изданы: информационный
бюллетень для работодателей "Мы партнеры", аналитический обзор
"Активный маркетинг - залог успеха", брошюра "Мы нужны друг
другу".
Информирование о деятельности службы занятости
и оказываемых ею услугах
Работа по информированию работодателей осуществляется через
средства массовой информации, на аппаратных совещаниях первых
руководителей предприятий (организаций) у глав администраций; на
заседаниях координационных комитетов содействия занятости
населения; непосредственно при проведении маркетинговых визитов на
предприятия специалистами службы занятости; при проведении "школ"
работников кадровых органов предприятий, различных информационных
встреч, конференций и т.п.; рассылку маркетинговых писем;
регулярно обновляемую информацию на стендах в информационных залах
непосредственно в управлениях занятости; уголки службы занятости
на предприятиях.
В 1997 году в газетах опубликовано более 500 материалов по
вопросам содействия занятости населения. Состоялось около 200
выступлений представителей службы занятости по радио и
телевидению.
Только в г. Челябинске количество публикаций в областной и
местной печати об услугах службы занятости составило - 85,
выступлений по местному радио - 31, репортажи ТВ о деятельности
СЗН - 36.
В г.г. Магнитогорске, Копейске, Коркино, Верхнем Уфалее,
Еткульском и Агаповском районах вошли в практику работы регулярные
личные контакты начальников управлений ФСЗН с первыми
руководителями предприятий. Информация о положении на рынке труда,
направлениях деятельности, реализуемых службой занятости,
изменениях нормативно-правовой базы работникам кадровых служб
предприятий доводилась на таких мероприятиях, как "школы
кадровиков", информационные встречи с работодателями, проводимых
не реже 1 раза в квартал. Согласно приказу Департамента N 214 от
2.07.97 года в областной школе кадровиков прошли обучение и
получили удостоверения о повышении квалификации 92 работника
кадровых служб предприятий (организаций). Занятия школы в 1997
году были организованы в 8-ми территориях: Коркино, Южноуральск,
В. Уфалей, Миасс, Чебаркуль, Троицк, Металлургический район
г. Челябинска, Касли.
Управлениями занятости городов и районов области подготовлены
и ежегодно рассылаются работодателям маркетинговые письма с
информацией о предлагаемых службой занятости услугах.
Во всех 44 городских и районных управлениях ФСЗН оформлены и
функционируют информационные залы в соответствии с требованиями
технологии работы. Оборудовано 86 наружных стендов, 785 уголков
"Служба занятости на предприятиях и в организациях".
Организация информационно-справочной работы,
размещение сведений о вакансиях
в средствах массовой информации (СМИ)
Работодателями и населением для оперативного получения
необходимой информации от органов службы занятости используются
2-3 номера местной АТС, публикуемые в СМИ, брошюрах и буклетах,
маркетинговых письмах, на уличных стендах и в уголках службы
занятости на предприятиях.
В г. Челябинске 1,5 года действует городская информационно -
диспетчерская справочная служба (ИДС) "083", современное
оборудование и специализированная компьютерная программа которой,
позволяют диспетчерам службы максимально оперативно обслуживать
клиентов. В 1997 году ИДС "083" приняла от работодателей и жителей
города более 300 тыс. звонков.
Пользуется спросом и такая форма получения работодателями
информации, консультаций, как "День открытых дверей для
работодателей", проводимых управлениями занятости не реже 1 раза в
неделю.
Размещение любой информации СЗ в СМИ зависит от запрашиваемых
цен и наличия финансовых средств на эти цели у территориального
управления ФСЗН. Поэтому размещение информации о вакансиях в
печатных СМИ, их периодичность - различна, например, в
г.г. Челябинске, Копейске - еженедельно, Коркино - ежемесячно.
Практикуются также и публикация анонимного предложения службой
занятости специалистов из банка резерва.
В прошедшем году управлениями ФСЗН по г. Троицку - ежемесячно,
по г.г. Копейску и Еманжелинску - ежеквартально проводились
телеярмарки вакансий по каналу местного ТВ.
Развитие нетрадиционных форм взаимодействия
с работодателями
В 1997 году управлениями ФСЗН Курчатовского и Калининского
районов г. Челябинска были проведены информационные конференции по
проблемам занятости населения районов, на которых подводились
итоги взаимодействия службы занятости, местных органов
исполнительной власти, работодателей и был выработан план
дальнейших совместных действий. В работе конференций приняли
участие руководители администраций районов, первые руководители
предприятий (организаций). Работодатели получили комплект
документов по вопросам законодательства о труде и занятости
населения.
Большой вклад в развитие взаимодействия СЗН с работодателями
внесли ставшие уже привычными регулярные семинары - совещания с
работниками кадровых служб предприятий по вопросам практического
применения трудового законодательства и законодательства о
занятости населения. Такие обучающие семинары проводятся в среднем
1 раз в квартал (в г. Челябинске - ежемесячно), продолжительностью
не более 3-х часов. Помимо службы занятости в работе таких
семинаров - совещаний принимают участие представители местных
органов исполнительной власти, специалисты Государственной
инспекции труда, Государственной налоговой инспекции и др.
ведомств, что позволяет решать большой круг вопросов. Кадровиков
привлекала возможность, не покидая на целый день рабочего места,
без затрат средств повысить свою квалификацию, обменяться мнениями
с коллегами. Интересен опыт управлений занятости Калининского и
Металлургического районов г. Челябинска, где логическим
завершением годового обучения кадровиков стало проведение
итогового занятия с вручением удостоверений о повышении
квалификации.
Со временем достигнутый уровень взаимодействия службы
занятости с работодателями стал не в полной мере способствовать
решению проблемы - трудоустройству граждан. И в марте 1995 года
центр занятости населения Металлургического района г. Челябинска
совместно с координационным комитетом содействия занятости
населения создали впервые в области постоянно действующий Клуб
деловых встреч "Содружество". Согласие на участие в работе Клуба
дали более 40 представителей кадровых служб предприятий различных
сфер экономики. Была определена и цель создания Клуба: на основе
получения информации о положении на рынке труда, обсуждения
программ, предлагаемых службой занятости, и возможности участия в
программах, способствовать наиболее эффективному решению
управлением ФСЗН следующих задач:
- регулярное пополнение банка вакантных рабочих мест
(должностей) для трудоустройства граждан, ищущих работу;
- решение вопросов формирования государственного фонда
занятости;
- соблюдение работодателями установленной квоты на
трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке;
- предупреждение массовых высвобождений и реализация мер
социальной защиты в случае высвобождения работников;
- организация рабочих мест для оплачиваемых общественных работ
и временной занятости подростков и др.
Заседания клуба планируются не реже одного раза в квартал.
Клубная форма общения с кадровиками предусматривает
организацию культурного досуга. В числе проведенных мероприятий -
вечер, посвященный памяти С. Есенина, рекламная выставка - продажа
продукции фабрики художественных изделий, трикотажной фабрики,
магазина "Оптика" и др. Работа клуба "Содружество" регулярно
освещается в передачах кабельного телевидения "Метар".
Положительно оценивая работу Клуба, представители
работодателей выделяют следующие моменты:
- возможность получения информации о новых законодательных
актах, о новинках юридической литературы в сфере труда и
занятости; консультации юристов и психолога;
- общение с коллегами, работниками службы занятости в
неформальной обстановке, непринужденный обмен мнениями по
различным вопросам помогает находить взаимопонимание и, в конечном
счете, укреплять взаимодействие при решении проблем занятости
населения.
Анализ работы Клуба в течение 3-х лет показал правильность
выбранной формы взаимоотношений службы занятости с работодателями,
о чем говорит ряд выводов, сделанных специалистами управления:
- значительно расширился круг предприятий, сотрудничавших со
службой занятости (с 40 до 700 в н. вр., в т.ч. относящихся к
негосударственному сектору - около 200);
- стала регулярной (1 раз в 7-10 дней) сверка вакансий;
- организован индивидуальный прием работников кадровых служб
предприятий по различным вопросам;
- более эффективно используется банк высококвалифицированных
специалистов.
Опыт работы Клуба деловых встреч "Содружество" при управлении
ФСЗН по Металлургическому району г. Челябинска получил широкое
распространение в области. Подобных "Клубов" насчитывается в
настоящее время - 22. Практика их работы непрерывно
совершенствуется. В 3-ем квартале 1997 года модельным управлением
ФСЗН по г. Миассу было проведено очередное заседание Клуба деловых
встреч "Содружество" с выездом на АО "УралАЗ-Персонал", в котором
приняли участие 32 представителя работодателей города,
присутствовали корреспонденты городских газет, радио и ТВ.
Каждый кадровик получил комплект нормативных и информационных
документов. Заседание завершилось экскурсией по предприятию
"УралАЗ-Персонал". Информация о мероприятии прошла во всех
средствах информации города. Использование службой занятости таких
форм взаимодействия с работодателем не отвергает применения
традиционных форм.
В 1997 г. на базе модельного управления ФСЗН по г. Миассу в
качестве эксперимента был проведен конкурс с целью определения
работодателей и работников кадровых служб предприятий города,
наиболее активно содействующих занятости населения.
Для информирования работодателей об объявленном конкурсе
использовались СМИ, посещения специалистами СЗ предприятий,
заседания Клуба работодателей "Содружество". Работодатели были
ознакомлены с "Положением о конкурсе" (см. приложение 1),
содержащим основные критерии определения победителей. Информация
об участии в конкурсе работодателей и работников кадровых служб
предприятий города собиралась и анализировалась в течение года.
В соответствии с "Положением" в конце года комиссией была
оценена работа руководителей предприятий и кадровиков, активно
сотрудничающих со службой занятости. При подведении итогов
учитывалось также соблюдение трудового законодательства.
Победителям были вручены ценные подарки и почетные грамоты.
Эксперимент дал положительные результаты. Об этом
свидетельствует следующее:
1. Предприятия, на которых появляются вакансии, своевременно
представляют сведения о них в службу занятости. Так, если в 1996
году было сообщено о 2525 вакансиях, то в 1997 году - о 3276
вакансиях (рост на 28,2 %). Увеличилось количество предприятий,
взаимодействующих со службой занятости.
2. Работники кадровых служб города стали более ответственно
относиться к заполнению "Планов поиска работы".
3. Предприятия соблюдают установленные квоты на
трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке
и испытывающих трудности в поиске работы. В 1997 году 151 человек
был трудоустроен на квотируемые рабочие места, а в 1996 году - 124
(рост на 21 %).
4. Меньше стало нарушений при приеме и увольнении работников.
Предприятия своевременно предупреждают службу занятости о
предстоящем высвобождении.
5. Предприятия используют все возможности для погашения
задолженности в ГФЗ по страховым взносам путем взаимозачетов.
6. Повысилась активность в организации временной занятости
несовершеннолетних (1997 г. - 2107, 1996 г. - 526, рост в 4 раза);
"Молодежной практики" (УралАЗ погашает задолженность по страховым
взносам путем трудоустройства безработной молодежи на "Молодежную
практику").
Результаты позволяют рекомендовать проведение подобных
конкурсов, по крайней мере, в зональных управлениях, а в
г. Челябинске - в 1 - 2 районах.
Совершенствование методов формирования,
обновления и использования банка вакансий
Формирование и обновление банка вакансий в управлениях
занятости населения осуществляется специалистами по связи с
работодателями на основании поданных работодателями заявок и по
результатам маркетинговых визитов специалистов СЗН на предприятия
(организации).
В условиях сокращения количества рабочих мест число заявленных
работодателями вакансий находится в прямой зависимости от
расширения круга предприятий, сотрудничающих с органами службы
занятости. Так, например, в г. Усть-Катаве количество предприятий,
представивших вакансии в управление ФСЗН, в 1997 году возросло на
21,7 % (с 46 - в 1996 г., до 56 - в 1997 г.), соответственно
возросло на 30,3 % количество собранных вакансий (с 700 в 1996 г.
до 912 в 1997 г.).
Во всех территориальных управлениях ФСЗН созданы, расширяются
и постоянно обновляются банки (картотеки) предприятий, содержащие
данные о предприятиях, сведения о руководителе и начальнике
кадровой службы, по численности работающих, выпускаемой продукции,
оказываемых услугах и состоянии оплаты труда работников. Данная
информация отражается как на бумажном носителе (анкета, карточка)
см. приложение 2, так и в компьютерном варианте.
В целях более эффективного взаимодействия с работодателями по
сбору и заполнению вакантных рабочих мест постановлением Главы
администрации области от 18.11.96 г. N 670 утверждено Положение "О
порядке представления работодателями в органы службы занятости
населения информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных
должностей служащих". "Положение" конкретизирует права и
обязанности работодателей и службы занятости, определяет принципы
их взаимодействия и ответственность. Главами муниципальных
образований 27 городов и районов области приняты постановления
аналогичного содержания.
Практика показала, что наибольший эффект трудоустройства
достигается при максимальном сочетании интересов безработного и
работодателя. С этой целью управлениями занятости большое внимание
уделяется маркетингу, установлению личных контактов,
рекламированию услуг службы занятости. Специалисты службы
занятости по утвержденному графику посещают предприятия с целью
сбора и анализа информации по рынку труда, выявляют индивидуальные
потребности работодателей в трудовых ресурсах (см. приложение 3).
Исходя из задачи качественного улучшения этой традиционной
формы работы, в модельном управлении ФСЗН по г. Миассу была
разработана на базе рекомендаций шведских специалистов новая
технология посещения предприятий города специалистами службы
занятости (см. приложение 4). Технология посещения, основой
которой является отраслевой признак, была опробована в 4 квартале
1997 года и дала положительные результаты. За 1997 год к
заявленным работодателями вакансиям прибавилось еще 200,
полученных в результате посещений предприятий.
В большинстве управлений ФСЗН области банк данных вакансий
обновляется ежедневно и заполняется стенд "Ежедневный банк
вакансий" в информационном зале. К примеру, в 1997 году в среднем
ежедневно имелось новых вакансий: в Аше 3-4, Миассе 5-6, Коркино
6-7, Копейске 20-25.
Для более объективной оценки действующей ситуации и принятия
эффективных мер проводится анкетирование (опрос) как среди
работодателей, так и безработных граждан (см. приложения 5, 6, 7).
Возрос интерес работодателей к проводимым службой занятости
ярмаркам вакансий. За 1997 год проведено 1833 ярмарки, в т.ч.
специализированные. В их числе ярмарки вакантных рабочих мест
(должностей) для специалистов, для подростков, ученических рабочих
мест, временных рабочих мест со статусом "общественных", по
оргнабору. Количество предприятий - участников таких ярмарок
увеличилось в прошлом году в 1,3 раза по сравнению с 1996 годом. В
условиях сложившейся экономической и финансовой ситуации
наибольший эффект был достигнут от мини - ярмарок вакансий. Всего
таких мероприятий в 1997 году было проведено 1270 с участием
24 тыс. безработных; 1,5 тыс. предприятий представили почти
11,5 тыс. вакансий, из которых 79 % были востребованы.
Поиск новых путей повышения заинтересованности работодателей в
сотрудничестве со службой занятости привел к появлению новых форм
работы, позволяющих значительно улучшить качество заполнения
заявленных предприятиями вакансий.
В г.г. Копейске, Коркино, Магнитогорске, Еманжелинске кроме
мини - ярмарок проводятся гарантированные собеседования с
безработными гражданами. Для проведения этого мероприятия
специалист по связи с работодателем проводит отбор кандидатов на
заявленного специалиста в банке безработных и банке резерва
высококвалифицированных специалистов с учетом всех требований
работодателя. Затем отобранные кандидатуры представляются для
беседы с работодателем либо в управлении ФСЗН, либо
непосредственно на предприятии. В г. Копейске, например, было
проведено 73 гарантированных собеседования, в которых приняло
участие 212 граждан, трудоустроено 119 человек.
В г. Миассе отработана технология проведения конкурсов для
безработных на вакантные должности и профессии, предлагаемые
предприятиями города. Чаще всего - это вновь открываемые
предприятия торговли и обслуживания, полностью набирающие
персонал. Для проведения этого мероприятия специалист по
трудоустройству также отбирает в банке безработных и банке резерва
высококвалифицированных специалистов, подходящих кандидатов с
учетом квалификации, возраста, опыта работы и места проживания.
Затем группа претендентов приглашается на групповую консультацию,
где с ними проводят занятия специалист по трудоустройству,
психолог - профориентатор, психолог по курсу мини-КИР, обучающие
навыкам собеседования с работодателем, методам самопрезентации,
повышения личностной самооценки. После этого назначается время
встречи с работодателем. В комиссию конкурса входят представители
предприятий и специалисты по трудоустройству. Так, например, в
результате проведения конкурса по заявке Досугового Центра Дома
отдыха "Тургояк", все вакантные места были заполнены. В 1997 году
в Миасском модельном управлении ФСЗН было проведено 65 конкурсов
по подбору персонала, в них приняли участие 729 граждан,
трудоустроено 77 человек.
Одной из главных проблем, стоящих перед управлениями занятости
области, остается проблема качественного удовлетворения спроса
работодателей, нуждающихся в высококвалифицированных специалистах:
как инженерно-технических работниках, работниках сферы управления
(юрисконсульты, главные экономисты, главные энергетики, главные
бухгалтеры и т.д.), а также рабочих (газоэлектросварщики,
каменщики, токари, экскаваторщики и т.д.).
С целью ее решения в каждом управлении формируется банк
резерва высококвалифицированных специалистов, в котором содержатся
сведения не только о безработных, но и о гражданах, желающих
сменить работу (см. приложение 8). В 1997 году более 900
работодателей области воспользовались данными таких банков,
трудоустроено 1384 человека. На начало 1998 года в банках резерва
высококвалифицированных рабочих содержались данные о 1140
специалистах. Совершенствуя методы формирования банка, специалисты
управления ФСЗН по г. Верхнему Уфалею практикуют ежемесячную
рассылку работодателям распечаток данных банка резерва
специалистов, а для оперативного их подбора организовано
компьютеризованное место для работодателя.
Продолжая поиск путей эффективности работы специалистов по
трудоустройству, модельное управление ФСЗН по г. Миассу в прошлом
году провело большую работу по анализу структуры спроса рабочей
силы на рынке труда. Следствием этой работы стало объединение
безработных в группы на основе профессионально-отраслевого
принципа. И если раньше каждый из специалистов оказывал содействие
в трудоустройстве по всему спектру профессионального состава
безработных, то теперь за ними закреплены безработные по группам
профессий или отраслей. Предприятия и организации, закрепленные за
специалистами для посещения, также объединены по отраслевому
принципу. Это сделало более конкретными и стабильными
взаимоотношения работников службы занятости с основными
работодателями укрепило с ними связи, помогло более успешно
выполнять заявки предприятий по комплектованию кадрами и,
соответственно, трудоустроить на 1098 граждан больше, чем в 1996
году.
Решение вопросов формирования фонда занятости
Тесное взаимодействие с работодателями помогает успешнее
решать вопросы погашения задолженности по страховым взносам в
условиях неплатежей предприятий и организаций и сокращения
поступлений в ГФЗ. В ряде управлений ФСЗН (г.г. В. Уфалей,
Копейск, Троицк и др.) созданы и успешно работают группы по
организации взаимозачетов. Удельный вес взаимозачетов в расходной
статье бюджета "Обязательные страховые отчисления" за 1997 год
составил в управлениях ФСЗН по г. Усть-Катаву - 61,3 %,
г. Катав-Ивановску - 80,6 %, г. Коркино - 54,4 %, г. Сатке -
53,3, Чесменскому району - 51,7 %, Нязепетровскому району -
56,2 %, Кусинскому району - 50,4 % (при среднеобластном показателе
- 21,3).
В результате проведения системной маркетинговой деятельности в
сфере услуг работодателям значительно расширился круг предприятий,
сотрудничающих со службой занятости, возрос уровень взаимодействия
службы занятости с работодателями; заметно повысился ее имидж, что
позволило расширить возможности получения вакансий и повысить
уровень трудоустройства незанятых граждан на 14,5 % в сравнении с
1996 годом.
Приложение N 1
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНКУРСЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ КАДРОВЫХ СЛУЖБ
ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Конкурс проводится с целью определения на конкурсной основе
работодателей и работников кадровых служб предприятий и
организаций города, наиболее активно содействующих занятости
населения.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет общий порядок проведения
конкурса поощрения работодателей и работников кадровых служб.
1.2. Расходы на проведение конкурса производятся по смете с
разрешения Департамента ФСЗН по Челябинской области.
1.3. Конкурс проводится по приказу начальника Управления ФСЗН,
которым назначается комиссия по проведению конкурса.
2. Условия проведения конкурса
2.1. К участию в конкурсе допускаются все работодатели и
работники кадровых служб предприятий и организаций города и
подчиненных городской администрации населенных пунктов. Заявка на
участие в конкурсе не требуется.
3. Критерии определения победителей
3.1. При проведении конкурсного отбора работодателей основными
критериями при определении победителей должны быть:
3.1.1. Своевременное представление в СЗ информации о наличии
вакантных рабочих мест (количество заявленных рабочих мест,
проверка наличия незаявленных свободных мест при плановых
посещениях предприятий);
3.1.2. Своевременное и полное перечисление обязательных
взносов в ФЗ, а в случае отсутствия средств погашение
задолженности путем взаимозачетов;
3.1.3. Трудоустройство на вакантные рабочие места по
направлениям СЗ;
3.1.4. Правильное заполнение "Планов поиска работы"
безработных граждан;
3.1.5. Погашение в ФЗ затрат на создание рабочих мест и
профподготовку работников, получивших профессиональное заболевание
на производстве, а также в случае отказа в приеме на работу
заявленных выпускников учебных заведений;
3.1.6. Соблюдение установленной квоты на трудоустройство
граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке;
3.1.7. Соблюдение законодательства о труде (порядок приема и
увольнения работников, своевременное предупреждение СЗ о
предстоящем высвобождении);
3.1.8. Создание условий для профессиональной подготовки и
повышения квалификации работающих;
3.1.9. Наличие социального плана, предусматривающего
сохранение и рациональное использование профессионального
потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий
труда;
3.1.10. Реализация мер социальной защиты в случае приостановки
производства или высвобождения работников;
3.1.11. Организация обучения безработных граждан на рабочих
местах по направлениям СЗ;
3.1.12. Организация рабочих мест для оплачиваемых общественных
работ и временной занятости подростков.
3.2. При проведении конкурсного отбора работников кадровых
служб основными критериями при определении победителей должны быть
требования, перечисленные в пп. 3.1.1, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.6, 3.1.7.
4. Порядок проведения конкурса
4.1. Комиссия, назначенная начальником Управления, подводит
итоги конкурса по результатам взаимодействия с работодателями по
содействию занятости населения в течение полугодия.
4.2. При подведении итогов конкурса комиссия отбирает
несколько работодателей и работников кадровых служб, наиболее
активно сотрудничающих со СЗ, подсчитывает показатели по
перечисленным критериям (количество рабочих мест, человек, суммы
взаимозачета). По другим критериям оценивает работу как отличную,
удовлетворительную и неудовлетворительную. По каждому критерию
определяет место конкурсанта (1-е - за лучший показатель и т.д.).
Затем распределяет места по всей совокупности критериев.
4.2. По результатам работы комиссия составляет протокол и
объявляет результаты конкурса не позднее 1 месяца после окончания
полугодия.
4.3. Управление занятости письменно извещает работодателей и
руководителей кадровых служб, победивших в конкурсе.
4.4. Руководство Управления ФСЗН на заседании клуба деловых
встреч "Содружество" вручает победителям конкурса в соответствии с
протоколом комиссии награды: благодарности, премии, ценные
подарки.
4.5. Результаты конкурса должны быть опубликованы в СМИ.
исп. Чикишева О.И. тел. 4-14-92.
Приложение N 2
АНКЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)
1. Полное название предприятия _______________________________
__________________________________________________________________
2. Почтовый адрес с индексом _________________________________
__________________________________________________________________
3. Руководитель предприятия:
Ф.И.О. (полностью) ___________________________________________
__________________________________________________________________
Число, месяц и год рождения ______________ Раб.тел. __________
4. Начальник отдела кадров:
Ф.И.О. (полностью) ___________________________________________
__________________________________________________________________
Число, месяц и год рождения ______________ Раб.тел. __________
5. Численность работающих на предприятии:
а. списочная _________________________________________________
б. среднесписочная ___________________________________________
6. Выпускаемая продукция _____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Оказываемые услуги ________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Выплата заработной платы (ненужное вычеркнуть)
а) регулярно, нерегулярно;
б) деньгами, ТНП, продуктами, талонами,
Приложение N 3
СПРАВКА - ОТЧЕТ
О ПОСЕЩЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Наименование предприятия _____________________________________
адрес: __________________________________________________________
2. Форма собственности __________________________________________
3. Отрасль ______________________________________________________
4. Потребность в работниках _____________________________________
5. Среднесписочная численность по штату _________________________
5а. Среднесписочная численность по факту ________________________
6. Принято за январь - ________________ 1996 года _______________
7. Уволено за январь - ________ 1996 года (в т.ч. сокращено)_____
8. Численность работников, работавших неполное рабочее время по
инициативе администрации, за январь - ________ 1996 года ____ чел.
9. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без
сохранения или с частичным сохранением з/платы по инициативе
администрации ________________ чел.
10. Ожидаемое сокращение до конца года ____________________ чел.
Ожидаемое сокращение в 199__ году ____________________ чел.
Причина сокращения __________________________________________
__________________________________________________________________
Из числа высвобождаемых, обратятся в Управление ФСЗН ___ чел.
11. Наличие колдоговора на предприятии и раздела "Обеспечение
занятости" _______________________________________________________
__________________________________________________________________
12. Меры, принимаемые администрацией, по сдерживанию сокращения _
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
13. Работающие: пенсионеры ____________________ чел.
подростки ____________________ чел.
14. Создано новых рабочих мест за январь - ____ 1996 года ___ ед.
Планируется в 199___ году _______________________________ ед.
15. Своевременность 1,5 % отчислений от фонда оплаты труда в фонд
занятости
__________________________________________________________________
15а. Дата погашения задолженности _______________________________
16. Своевременность выплаты зарплаты ____________________________
Начальник ОК
(N телефона)
Специалист Управления ФСЗН
по городу ____________________ (Ф.И.О.)
Дата посещения
Приложение N 4
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОСЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
СПЕЦИАЛИСТАМИ УПРАВЛЕНИЯ ФСЗН ПО ГОРОДУ МИАССУ
1. На основе материала (анкеты предприятий, анкеты кадровиков
отчеты о посещении предприятий и т.д.), накопленного в Управлении
ФСЗН по г. Миассу, создана картотека маркетинговых визитов.
Классификация в картотеке - по отраслям. Внутри отрасли - список
всех предприятий данной отрасли в алфавитном порядке. Список
пронумерован. Это облегчает поиск необходимой информации, дает
возможность любому специалисту, работающему в Управлении,
использовать ее при работе с клиентами, при посещении предприятий.
2. По рекомендациям шведских консультантов прием безработных
граждан специалистами отдела трудоустройства ведется по отраслям:
- торговля и общественное питание;
- строительство, транспорт и связь;
- промышленность;
- образование, медицина и бытовое обслуживание населения.
3. На каждый месяц составляется гибкий график посещения
предприятий специалистами Управления занятости населения. График
должен быть обусловлен необходимостью, но из расчета не менее 1
посещения в месяц. График посещения предприятий специалистами
Управления утверждается начальником Управления и контролируется
специалистом по связи с работодателями.
4. Специалисты отдела трудоустройства посещают предприятия той
отрасли, которая за ними закреплена.
Специалисты сектора соцподдержки - предприятия, где возможно
трудоустройство граждан, относящихся к слабозащищенной категории
населения, предприятия, для которых установлена квота.
Специалисты отдела переобучения и профориентации - учебные
заведения города (по необходимости другие предприятия).
По аналогии работают и другие отделы.
Работа продолжительное время в тесном контакте с
руководителями предприятий и специалистами кадровых служб, знание
их запросов на рабочую силу, в конечном итоге, делает
маркетинговый визит более продуктивным - позволяет собирать больше
вакансий и трудоустраивать на них безработных.
5. Перед посещением предприятия обязательна консультация со
специалистом по взаимодействию с работодателями, который оценивает
необходимость этого посещения, дает рекомендации, ставит задачи.
6. Вопросы, решаемые специалистом при маркетинговом визите,
выбираются на основе списка (см. ниже).
7. Задания, данные специалисту, обязательно фиксируются
специалистом по взаимодействию с работодателями в журнале
посещения предприятий.
8. Специалист, осуществляющий маркетинговый визит,
отчитывается за каждый пункт задания в журнале посещения.
9. Специалист по связи с работодателями 2 раза в неделю обязан
провести плановые выходы на предприятия (при стабильной ситуации
на рынке труда).
10. Начальники отделов и администрация Управления не менее 1
раза в месяц обязаны посетить предприятие. При посещении
планируется встреча с руководителем предприятия.
11. Контроль и подведение итогов работы:
- в конце месяца - у начальника отдела;
- в конце квартала - у заместителя начальника Управления;
- за полугодие - у начальника Управления.
Основные задачи, которые решает специалист
Управления ФСЗН по г. Миассу при посещении предприятий
Вопросы, решаемые специалистами Управления при посещении
предприятий, выбираются в пределах компетенции сотрудника.
1. Разъяснение Закона РФ "О занятости в РФ", в том числе в
вопросах:
- гарантий в области занятости;
- участия работодателей в обеспечении занятости населения;
- социальные гарантии и компенсации.
2. Знакомство с условиями труда и профессиями, выяснение
спроса на рабочую силу, сбор вакансий, информирование
работодателей о состоянии банка ищущих работу и безработных,
предложение кандидатур из их числа на возможные вакансии.
3. Изучение перспективы по созданию новых рабочих мест и
сохранению существующих.
4. Определение возможности заключения договоров на
квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан,
на организацию и проведение оплачиваемых общественных работ,
временных работ.
5. Изучение возможности организации "Молодежной практики" и
обучение на рабочем месте.
6. Проверка списков трудоустроенных с целью выявления фактов
трудоустройства и отказов от трудоустройства граждан с
направлениями службы занятости.
7. Информирование работодателей о мероприятиях, проводимых
службой занятости.
8. Заполнение паспорта предприятия, анкеты кадровика, отчета о
маркетинговом визите.
9. Выполнение других поручений руководителей Управления.
10. Вопросы погашения задолженности в ГФЗ.
Приложение N 5
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ГОРОДУ МИАССУ
АНКЕТА КАДРОВИКА
1. Наименование предприятия _____________________________________
__________________________________________________________________
2. Фамилия, имя, отчество специалиста по кадрам
__________________________________________________________________
3. Списочная численность работников ________________. За 1996 год
было уволено ______________, принято _______________ работников, в
том числе по направлению СЗ ____________________
4. Если в Вашей организации бывают вакансии, Вы подбираете
специалиста на свободное рабочее место:
а) с помощью службы занятости
б) даете объявление в газете
в) подбираете самостоятельно
5. Услуги службы занятости Вас:
- полностью устраивают
- не устраивают, потому что _____________________________________
__________________________________________________________________
Устраивают, но __________________________________________________
__________________________________________________________________
(замечания, предложения)
Дата заполнения _________________________
Ваши ответы помогут улучшить работу службы занятости по заявкам
работодателей.
Приложение N 6
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ГОРОДУ МИАССУ
АНКЕТА БЕЗРАБОТНОГО
1. Год рождения __________________________ 2. Пол _______________
3. Когда получен статус безработного ____________________________
4. Профессии (специальности) ____________________________________
__________________________________________________________________
5. Фамилия специалиста отдела трудоустройства ___________________
6. Вы надеетесь трудоустроиться:
- с помощью службы занятости ____________________________________
- с помощью объявлений в газетах ________________________________
- с помощью друзей и родственников ______________________________
- самостоятельно посещая отделы кадров __________________________
7. Сколько предложений по трудоустройству Вы получили в службе
занятости за время безработицы ___________________________________
8. Желаете ли Вы:
- пройти профобучение ___________________________________________
- участвовать в общественных работах ____________________________
- открыть собственное дело ______________________________________
- пройти консультацию профориентатора ___________________________
- посещать занятия Клуба поиска работы __________________________
Были ли Вам сделаны соответствующие предложения _________________
9. Специалисты службы занятости по Вашему мнению:
- профессионально грамотны, внимательны, вежливы ________________
- профессионально неграмотны, невнимательны, грубы ______________
10. Услуги службы занятости Вас:
- полностью устраивают __________________________________________
- не устраивают, потому что _____________________________________
__________________________________________________________________
Дата заполнения __________________
Ваши ответы помогут улучшить работу службы занятости по
трудоустройству граждан.
Приложение N 7
АНКЕТА
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОБОСНОВАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К БУДУЩЕЙ РАБОТЕ
1. Ф.И.О. _______________________________________________________
2. Дата рождения _________________________ тел. _________________
3. Состояние здоровья ____________________ 3.1. Противопоказания,
ограничения (подчеркните имеющиеся): переохлаждение, запыленность,
загазованность, тяжелый физический труд,
другие _______________________________________________________
4. Образование __________________________________________________
--------------T--------T--------------T------------T-------------¬
¦Какие учебные¦ Когда ¦ Специальность¦ Повышение ¦ По какой ¦
¦заведения ¦ ¦ по диплому ¦квалификации¦специальности¦
¦закончил(а) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+--------+--------------+------------+-------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+--------+--------------+------------+--------------
5. Семейное и материальное положение
5.1. Как относятся Ваши близкие родственники к тому, что Вы не
работаете: _______________________________________________________
__________________________________________________________________
5.2. Работает ли муж (жена) _____________________________________
5.3. Имеете ли: собственный дом, квартиру, садовый участок,
автомобиль _______________________________________________________
5.4. Доход семьи ________________________________________________
6. Причины, мешающие Вам найти работу (ответьте на вопросы и
проставьте по каждой причине свое место по уровню значимости):
_____ Семейные обстоятельства (какие) ___________________________
_____ Недостаток информации о вакансиях, предприятиях ___________
_____ Недостающий уровень квалификации __________________________
_____ Имеющаяся профессия не пользуется спросом на рынке труда __
_____ Психологические причины (подчеркните) - недостаточные
навыки общения, неумение преподнести себя в выгодном свете,
робость, неуверенность в себе ____________________________________
_____ Другие (назовите какие) ____________________________________
__________________________________________________________________
7. Что на Ваш взгляд необходимо сделать для повышения шансов
трудоустройства (нужное подчеркнуть)
- активнее искать работу
- знакомство с банком предприятий города
- посетить Клуб поиска работы
- проконсультироваться у психолога-профконсультанта
- другое ________________________________________________________
8. Требования к будущей работе
Дата собеседования ______________________________________________
Приемлемые часы работы __________________________________________
Заработная плата ________________________________________________
Местонахождение _________________________________________________
Специальность ___________________________________________________
Другие особенности ______________________________________________
Рекомендации ____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Подпись безработного ______________
Выводы комиссии _________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата собеседования ______________________________________________
Приемлемые часы работы __________________________________________
Заработная плата ________________________________________________
Местонахождение _________________________________________________
Специальность ___________________________________________________
Другие особенности ______________________________________________
Рекомендации ____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Подпись безработного ________________
Выводы комиссии _________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Члены комиссии: ___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Приложение N 8
МИАССКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
АНКЕТА СПЕЦИАЛИСТА
1. ______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
2. Пол (подчеркнуть) мужской, женский 3. Год рождения __________
4. В какой деятельности, области знаний, профессии Вы являетесь
специалистом _____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Кем и где работаете в настоящее время ________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Стаж работы в занимаемой должности: __________________________
7. Образование, ученая степень (подчеркнуть): среднее, среднее
специальное, среднее техническое, высшее, кандидат наук, доктор
наук
8. Наименование учебного заведения (заведений), которое окончил:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Специальность (специальности): _______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. В чем, по Вашему мнению, состоит особая ценность, важность,
значимость Ваших знаний, умений, навыков (напишите пожалуйста,
подробнее): ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Какие документы, дипломы, патенты, авторские свидетельства,
публикации и т.п. свидетельствуют о Вашей квалификации. Укажите
наиболее важные: _________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12. Причина неудовлетворенности настоящим местом работы
(подчеркнуть): низкая зарплата, удаленность места работы от дома,
не устраивает режим работы, плохие отношения с начальством, не
сложились отношения с коллегами по работе, работа неинтересна,
что-то другое - укажите) _________________________________________
13. В качестве кого желаете работать: ___________________________
__________________________________________________________________
14. Дополнительные сведения по условиям труда: __________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
15. Семейное положение __________________________________________
16. Контактные телефоны: раб. ______________ дом. _______________
17. Домашний адрес ______________________________________________
__________________________________________________________________
|