МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИИ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
от 1 марта 1998 года
В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТУ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ В РАБОТЕ
С ГРАЖДАНАМИ, ОСОБО НУЖДАЮЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
(МОЛОДЕЖЬ В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ, ВПЕРВЫЕ ИЩУЩАЯ РАБОТУ)
Настоящие методические рекомендации разработаны отделом
социальной поддержки особых групп населения и юридическим отделом
Департамента ФСЗН по Челябинской области в помощь специалисту
территориального органа службы занятости в работе с молодежью в
возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу.
Молодежь в возрасте до 18 лет, в соответствии со ст. 5 Закона
РФ "О занятости населения в Российской Федерации", отнесена к
категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и имеет
преимущество при трудоустройстве.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О занятости населения в
РФ":
Несовершеннолетние граждане "... имеют право на бесплатную
консультацию и бесплатное получение информации в органах службы
занятости в целях выбора профессии и возможности получения
профессионального обучения, а также на бесплатное содействие в
подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве
органов службы занятости".
Несовершеннолетними здесь и далее именуется молодежь в
возрасте с 14 до 18 лет.
Работу по содействию в трудоустройстве несовершеннолетних
граждан в управлениях службы занятости осуществляет специалист по
трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите (в
т.ч. молодежи), назначенный начальником управления СЗН.
Приоритетное право при трудоустройстве имеют:
- сироты, подростки, оставшиеся без попечения родителей, а
также лица из их числа в возрасте до 23 лет;
- выпускники детских домов, интернатных учреждений;
- из малообеспеченных неполных и многодетных семей;
- несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых
учреждений;
- состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних,
в органах милиции;
- беженцы, вынужденные переселенцы, их дети;
- инвалиды.
Согласно КЗОТ РФ несовершеннолетние имеют ряд прав и гарантий
в области содействия занятости и труда.
При содействии в их трудоустройстве помните:
Направлять на работу несовершеннолетних Вы обязаны с
ограничениями, которые установлены в трудовом законодательстве.
- Подростков до 18 лет, в том числе и окончивших учебные
заведения, нельзя посылать на работу с вредными и тяжелыми
условиями труда.
- Существует перечень профессий (работ), на которые нельзя
направлять подростка, независимо от отрасли. Согласно ст. 4 Закона
о занятости, если человек не имеет трудового стажа (впервые ищет
работу), ему можно предлагать любую оплачиваемую работу, которая
соответствует его состоянию здоровья.
Для несовершеннолетних "любая работа" не должна входить в этот
перечень, иначе она будет носить характер тяжелой и вредной, и
Ваше решение будет незаконным.
Труд подростка нельзя использовать в ночное время.
При подборе подростку подходящей работы Вы не можете
направлять его на работу, если смена начинается раньше 6 утра и
заканчивается позже 22 часов.
Подбирая виды и место работы для подростков, необходимо
формировать соответствующий специализированный банк вакансий.
Все лица, моложе 21 года, принимаются на работу после
предварительного медицинского осмотра.
Если Вы ставите на учет подростка, предложите ему пройти
медкомиссию или предупредите его о том, что его не примут на
работу, пока он не пройдет медкомиссию.
При обращении несовершеннолетнего в службу занятости с целью
поиска работы, с ним ведется работа в соответствии с Технологией
работы специалистов управления СЗН. Но при этом учитывать, что для
14-17 летних необходима как поведенческая, так и профессиональная
ориентация.
Поэтому каждому подростку крайне необходима помощь специалиста
психолога - профориентатора.
При регистрации в службе занятости несовершеннолетний
предъявляет документы, предусмотренные Законом РФ "О занятости
населения в Российской Федерации":
- паспорт (свидетельство о рождении);
- документ об образовании (профессиональной квалификации);
- для ранее работавших: трудовую книжку и справку о среднем
заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Обратите внимание: 14-летние подростки дополнительно
предъявляют заявление родителей, усыновителей или попечителя о
согласии на трудоустройство.
Законодательством предусмотрено
"Работодатель обязан принимать на работу выпускников
общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования, а также лиц
моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских
домов, детей, оставшихся без попечения родителей, в других),
направляемых органами государственной службы занятости в порядке
трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления" (КЗОТ РФ, ст. 181 Квотирование рабочих
мест для трудоустройства молодежи).
В целях реализации этой статьи КЗОТ РФ в июне 1997 г.
Губернатором Челябинской области принято Постановление N 563 "О
мерах по обеспечению занятости инвалидов и других категорий
граждан, особо нуждающихся в социальной защите", которым, в
частности, предусморено:
- "Установить организациям, независимо от организационно -
правовых форм и форм собственности, численность работников в
которых составляет 35 человек и более, квоту в размере не менее
2 % к среднесписочной численности для трудоустройства выпускников
общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования, а также лиц
моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских
домов, детей, оставшихся без попечения родителей и др.)" (п. 5
Постановления);
- "Главам местного самоуправления городов и районов:
Предложить ежегодно, с учетом ситуации, складывающейся на
рынке труда, устанавливать для организаций, независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, квоту... или
резервировать отдельные виды работ (профессий) для трудоустройства
отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной
защите..." (п. 7.1. Постановления).
Данным Постановлением (п. 6) предусмотрена административная
ответственность руководителей при невыполнении квоты "...в виде
штрафа в размере 20-кратной величины минимальной заработной платы,
налагаемого в судебном порядке".
Для обеспечения дополнительных гарантий занятости
несовершеннолетних, выпускников учебных заведений, с учетом
ситуации на местном рынке труда необходимо:
- разрабатывать конкретные предложения о размерах квот и
сроках их действия;
- содействовать принятию главами администраций постановлений о
квотировании рабочих мест и стимулировании работодателей,
предоставляющих рабочие места несовершеннолетним, а также
выпускникам учебных заведений;
- максимально эффективно использовать квоту для
трудоустройства подростков из наиболее уязвимых групп населения;
- в приоритетном порядке направлять на "Молодежную практику".
Следует помнить, что "право в приоритетном порядке пройти
профессиональную подготовку, повышение квалификации и
переподготовку имеют безработные выпускники общеобразовательных
учреждений, граждане впервые ищущие работу, не имеющие профессии
(специальности)" (ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в
Российской Федерации").
В процессе работы по содействию в трудоустройстве
несовершеннолетних граждан специалисту службы занятости необходимо
взять под индивидуальный контроль:
- подростков из числа сирот и оставшихся без попечения
родителей;
- подростков, состоящих на учете в органах милиции, КДН.
При обращении в службу занятости граждан из числа сирот или
оставшихся без попечения родителей руководствоваться ст. 9
Федерального Закона РФ от 21.12.96 г. N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей" (приложение N 1).
Обратите внимание:
Категорию "дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения
родителей, или лица из их числа в возрасте до 23 лет" определяет
перечень основных документов, сформулированных Главным управлением
образования администрации области на основании "Типового положения
об образовательных учреждениях для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей", утвержденного постановлением
Правительства РФ от 01.07.95 г. N 676.
Право на выплату пособия по безработице в размере уровня
средней заработной платы (п. 5 ст. 9 вышеназванного Закона РФ)
распространяется только на граждан этой категории, впервые ищущих
работу.
РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СОСТОЯЩИМИ
НА УЧЕТЕ В КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,
В ОРГАНАХ МИЛИЦИИ
- Работу по содействию их занятости проводить во
взаимодействии с районными (городскими) подразделениями по
предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН) УВД,
комиссиями по делам несовершеннолетних (КДН);
- прием вести, по возможности, в отдельном помещении.
Желательно не допускать ожидания несовершеннолетним, состоящим на
учете в ПППН, своей очереди длительное время (более 15 минут);
- в случае неявок такого несовершеннолетнего на
перерегистрацию в установленные сроки, информировать об этом
(письменно) ПППН, КДН своего района.
При невозможности трудоустройства подростков на постоянную
работу использовать возможности трудоустройства на временные
работы, в том числе для учащихся общеобразовательных и
профессиональных учебных заведений в период каникул и в свободное
от учебы время.
При организации временной занятости подростков
руководствоваться "Положением об организации трудоустройства
несовершеннолетних граждан на временную работу", утвержденным
приказом ФСЗ России от 26.04.95 г. N 94.
Целесообразно также на уровне администрации города (района)
принять соответствующее постановление. Принятие данного документа
является необходимой предпосылкой для межведомственной координации
усилий по трудоустройству подростков.
Приложение N 1
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
ИЗ ЗАКОНА РФ "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
ОТ 21.12.96 ГОДА N 159-ФЗ (РЕД. 08.02.98 ГОДА)
Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд
1. Органы государственной службы занятости населения (далее -
органы службы занятости) при обращении к ним детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от
четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную
работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их
профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет
средств Государственного Фонда занятости населения Российской
Федерации.
2. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим
специальные рабочие места, гражданам из числа детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться
налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
3. Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых
договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из
числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
несут ответственность в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную
деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В
учреждении социального обслуживания могут быть созданы
специализированные рабочие места.
5. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах
государственной службы занятости в статусе безработного детям -
сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается
пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня
средней заработной платы, сложившегося в республике, крае,
области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области,
автономном округе.
Органы службы занятости в течение указанного срока
осуществляют профессиональную подготовку и трудоустройство лиц
данной категории.
6. Работникам из числа детей - сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций
в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата,
работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет
собственных средств необходимое профессиональное обучение с
последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
|