ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 1998 г. N 10-п
ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОФИЛАКТИКА
ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И УКРЕПЛЕНИЕ
ЗДОРОВЬЯ" НА 1998-2003 ГОДЫ
Согласно имеющимся статистическим данным 75 % преждевременных
смертей наступает в результате хронических неинфекционных
заболеваний и травматизма. Международный опыт показывает, что
существенно уменьшить показатели смертности можно только
перестроив систему здравоохранительных мер на профилактику
неинфекционных заболеваний. В целях изменения неблагоприятных
тенденций в демографических показателях населения области,
увеличения продолжительности активной жизни и повышения ее
качества Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить представленный проект областной программы
"Интегрированная профилактика хронических неинфекционных
заболеваний и укрепление здоровья" на 1998-2003 гг., разработанной
в рамках программы Всемирной организации здравоохранения "СИНДИ"
(приложение).
2. Представить Губернатору области для решения вопроса о
внесении проекта программы на утверждение в Законодательное
собрание Челябинской области в установленном порядке.
3. Поручить Главному управлению здравоохранения администрации
области (Козлов А.В.) в целях координации работ по реализации
программы создать областной центр профилактики неинфекционных
заболеваний на базе Челябинского регионального отделения
Российской Академии естественных наук.
4. Главному финансовому управлению администрации Челябинской
области (Галимов А.Г.) предусмотреть средства для реализации
областной программы "Интегрированная профилактика хронических
неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья" на 1999-2003 гг.
в пределах утвержденного областного бюджета по отрасли
"Здравоохранение".
5. Рекомендовать главам муниципальных образований области
разработать территориальные программы профилактики неинфекционных
заболеваний на 1998-2003 гг.
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя председателя Правительства области Косилова А.Н.
Председатель
Правительства
Челябинской области
В.П.УТКИН
Приложение
к постановлению
Правительства
Челябинской области
от 19 февраля 1998 г. N 10-п
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
"ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОФИЛАКТИКА ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ"
----T-------------------T----------------------T-----------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦
¦п/п¦ мероприятий ¦ ¦ исполнения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------------------+-----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+-------------------+----------------------+-----------------+
¦ ¦I. Организационные ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятия ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1.¦Организация и ¦Челябинское ¦ 1998-2003 ¦
¦ ¦функционирование ¦региональное ¦ ¦
¦ ¦регионального ¦управление РАЕН, ГУЗО ¦ ¦
¦ ¦Центра программы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ВОЗ Интегрированной¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактики ¦ ¦ ¦
¦ ¦хронических ¦ ¦ ¦
¦ ¦заболеваний "СИНДИ"¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2.¦Создать областной ¦ГУЗО, Областной ¦ 1998-2003 ¦
¦ ¦регистр инфаркта ¦кардиологический ¦ ¦
¦ ¦миокарда и ¦диспансер ¦ ¦
¦ ¦внезапной ¦ ¦ ¦
¦ ¦кардиальной смерти ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3.¦Создать областной ¦ГКБСМП, ГУЗО ¦ 1999-2003 ¦
¦ ¦регистр инсульта ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4.¦Мониторинг ¦ГУЗО, Областной ¦ 1998-2003 ¦
¦ ¦смертности и ¦кардиологический ¦ ¦
¦ ¦заболеваемости ¦диспансер ¦ ¦
¦ ¦сердечно - ¦ ¦ ¦
¦ ¦сосудистыми ¦ ¦ ¦
¦ ¦заболеваниями ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5.¦Реестр болезней ¦ОКБ N 1, ГКБСМП ¦ 2000-2001 ¦
¦ ¦органов дыхания и ¦ ¦ ¦
¦ ¦обмена веществ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6.¦Создание ¦ГУЗО, Региональный ¦ 1999-2003 ¦
¦ ¦информационно - ¦центр программы ¦ ¦
¦ ¦аналитического и ¦ВОЗ "СИНДИ", Областной¦ ¦
¦ ¦издательского ¦центр профилактики ¦ ¦
¦ ¦центра ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 7.¦Открыть ¦Челябинское ¦ 1998-1999 ¦
¦ ¦муниципальные ¦региональное ¦ ¦
¦ ¦центры ¦отделение РАЕН, ¦ ¦
¦ ¦интегрированной ¦местные органы ¦ ¦
¦ ¦профилактики ¦здравоохранения на ¦ ¦
¦ ¦неинфекционных ¦базе центров и ¦ ¦
¦ ¦заболеваний: ¦отделений ¦ ¦
¦ ¦Челябинск-5, ¦профилактики ¦ ¦
¦ ¦Магнитогорск, ¦ ¦ ¦
¦ ¦Еманжелинск, ¦ ¦ ¦
¦ ¦Касли по 1 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8.¦Открыть центры по ¦территориальные органы¦ 1998-2003 ¦
¦ ¦профилактике ¦управления, Областной ¦ ¦
¦ ¦липидных нарушений:¦кардиологический ¦ ¦
¦ ¦Челябинск-3, ¦диспансер ¦ ¦
¦ ¦Магнитогорск-2, ¦ ¦ ¦
¦ ¦Еманжелинск-1, ¦ ¦ ¦
¦ ¦Касли-1 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦II. Кадровое ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечение ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1.¦Создать областной ¦Уральская ¦ 1999-2003 ¦
¦ ¦центр по подготовке¦Государственная ¦ ¦
¦ ¦специалистов в ¦Медицинская Академия ¦ ¦
¦ ¦области ¦Дополнительного ¦ ¦
¦ ¦профилактики ¦Образования, ГУНО ¦ ¦
¦ ¦заболеваний на базе¦ ¦ ¦
¦ ¦школы общественного¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохранения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2.¦Провести циклы по ¦Уральская ¦ Ежегодно ¦
¦ ¦обучению учителей ¦Государственная ¦ ¦
¦ ¦средних школ, ¦Медицинская Академия ¦ ¦
¦ ¦воспитателей ¦Дополнительного ¦ ¦
¦ ¦детских садов по ¦Образования, ГУНО, ¦ ¦
¦ ¦вопросам здорового ¦мед. центры ¦ ¦
¦ ¦образа жизни ¦профилактики ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3.¦Разработать ¦Уральская ¦ 1999-2003 ¦
¦ ¦программы и ¦Государственная ¦ ¦
¦ ¦тестовый контроль ¦Медицинская Академия ¦ ¦
¦ ¦для обучения и ¦Дополнительного ¦ ¦
¦ ¦повышения ¦Образования, ЛПУ ¦ ¦
¦ ¦квалификации ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистов в ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактики ¦ ¦ ¦
¦ ¦заболеваний ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦III¦Профилактические ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятия по ¦ ¦ ¦
¦ ¦снижению ¦ ¦ ¦
¦ ¦преждевременной ¦ ¦ ¦
¦ ¦смертности от ¦ ¦ ¦
¦ ¦хронических ¦ ¦ ¦
¦ ¦заболеваний и ¦ ¦ ¦
¦ ¦укреплению здоровья¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1.¦Реализовать проект ¦ОКД, ОКБ N 1, ¦ 1999-2003 ¦
¦ ¦"Здоровое сердце" ¦ГКБСМП, Областной ¦ ¦
¦ ¦ ¦госпиталь ¦ ¦
¦ ¦ ¦инвалидов войны, ¦ ¦
¦ ¦ ¦Областной центр ¦ ¦
¦ ¦ ¦профилактики ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2.¦Реализация ¦ОКБ N 1, ГКБСМП, ¦ 1999-2003 ¦
¦ ¦программы "Контроль¦Областной госпиталь ¦ ¦
¦ ¦артериальной ¦инвалидов войны, ¦ ¦
¦ ¦гипертонии" ¦Областной центр ¦ ¦
¦ ¦ ¦профилактики ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3.¦Реализация ¦ГУЗО, Областной ¦ 1999-2003 ¦
¦ ¦программы для ¦госпиталь инвалидов ¦ ¦
¦ ¦улучшения здоровья ¦войны ¦ ¦
¦ ¦пожилых людей ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Активное ¦ ¦ ¦
¦ ¦долголетие" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4.¦Реализация ¦ГУЗО, ГУНО ¦ 2000-2003 ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Укрепление ¦ ¦ ¦
¦ ¦здоровья ¦ ¦ ¦
¦ ¦школьников" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5.¦Реализация проекта ¦Челябинское ¦ 1999-2003 ¦
¦ ¦по рациональному ¦региональное отделение¦ ¦
¦ ¦питанию ¦РАЕН, ЛПУ территорий, ¦ ¦
¦ ¦ ¦Областной центр ¦ ¦
¦ ¦ ¦профилактики ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6.¦Реализация ¦Уральская ¦ 1998-2003 ¦
¦ ¦антитабачной ¦Государственная ¦ ¦
¦ ¦программы с ¦Медицинская Академия ¦ ¦
¦ ¦проведением ¦Дополнительного ¦ ¦
¦ ¦международного ¦Образования ¦ ¦
¦ ¦конкурса "Бросаю ¦ ¦ ¦
¦ ¦курить и выигрываю"¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого ¦Областной бюджет ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Бюджет территорий ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ОФОМС ¦ ¦
L---+-------------------+----------------------+------------------
Продолжение приложения
----T-------------------T-----------------------------T----------¬
¦ N ¦ Наименование ¦ Объем финансирования, ¦ Источник ¦
¦п/п¦ мероприятий ¦ тыс. руб. ¦финансиро-¦
¦ ¦ +----T----T----T----T----T----+ вания ¦
¦ ¦ ¦1998¦1999¦2000¦2001¦2002¦2003¦ ¦
+---+-------------------+----+----+----+----+----+----+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦
+---+-------------------+----+----+----+----+----+----+----------+
¦ ¦I. Организационные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1.¦Организация и ¦ 30¦ 20¦ 20¦ 20¦ 20¦ 20¦В пределах¦
¦ ¦функционирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утв. обл. ¦
¦ ¦регионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета по¦
¦ ¦Центра программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦ВОЗ Интегрированной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Здравоох-¦
¦ ¦профилактики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранение" ¦
¦ ¦хронических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заболеваний "СИНДИ"¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2.¦Создать областной ¦ 20¦ 10¦ 10¦ 10¦ 10¦ 10¦В пределах¦
¦ ¦регистр инфаркта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержд. ¦
¦ ¦миокарда и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦област. ¦
¦ ¦внезапной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета по¦
¦ ¦кардиальной смерти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Здравоох-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранение" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3.¦Создать областной ¦ - ¦ 30¦ 10¦ 10¦ 10¦ 10¦Бюджет ¦
¦ ¦регистр инсульта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территорий¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4.¦Мониторинг ¦ 30¦ 10¦ 10¦ 10¦ 10¦ 10¦В пределах¦
¦ ¦смертности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержд. ¦
¦ ¦заболеваемости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦област. ¦
¦ ¦сердечно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета по¦
¦ ¦сосудистыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦заболеваниями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Здравоох-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранение" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5.¦Реестр болезней ¦ Без дополнительного ¦ ¦
¦ ¦органов дыхания и ¦ ¦ финансирования ¦ ¦ ¦
¦ ¦обмена веществ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6.¦Создание ¦ - ¦ 20¦ 20¦ 20¦ 20¦ 20¦В пределах¦
¦ ¦информационно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержд. ¦
¦ ¦аналитического и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦област. ¦
¦ ¦издательского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета по¦
¦ ¦центра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Здравоох-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранение" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 7.¦Открыть ¦ Без дополнительного ¦ ¦
¦ ¦муниципальные ¦ ¦ финансирования ¦ ¦ ¦
¦ ¦центры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интегрированной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неинфекционных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заболеваний: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Челябинск-5, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Магнитогорск, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Еманжелинск, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Касли по 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8.¦Открыть центры по ¦ 10¦ 5¦ 5¦ 5¦ 5¦ 5¦В пределах¦
¦ ¦профилактике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержд. ¦
¦ ¦липидных нарушений:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦област. ¦
¦ ¦Челябинск-3, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета по¦
¦ ¦Магнитогорск-2, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦Еманжелинск-1, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Здравоох-¦
¦ ¦Касли-1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранение" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 90¦ 90¦ 90¦ 90¦ 90¦ 90¦Бюджеты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территорий¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦II. Кадровое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1.¦Создать областной ¦ - ¦ 5¦ 5¦ 5¦ 5¦ 5¦В пределах¦
¦ ¦центр по подготовке¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержд. ¦
¦ ¦специалистов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦област. ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета по¦
¦ ¦профилактики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦заболеваний на базе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Здравоох-¦
¦ ¦школы общественного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранение" ¦
¦ ¦здравоохранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - ¦ 100¦ 100¦ 100¦ 100¦ 100¦Бюджеты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территорий¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2.¦Провести циклы по ¦ Без дополнительного ¦ ¦
¦ ¦обучению учителей ¦ ¦ финансирования ¦ ¦ ¦
¦ ¦средних школ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспитателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детских садов по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопросам здорового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3.¦Разработать ¦ - ¦ 5¦ 5¦ 5¦ 5¦ 5¦В пределах¦
¦ ¦программы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержд. ¦
¦ ¦тестовый контроль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦област. ¦
¦ ¦для обучения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета по¦
¦ ¦повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦квалификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Здравоох-¦
¦ ¦специалистов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранение" ¦
¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заболеваний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦III¦Профилактические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятия по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦снижению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦преждевременной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦смертности от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦хронических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заболеваний и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦укреплению здоровья¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1.¦Реализовать проект ¦ - ¦ 120¦ 120¦ 120¦ 120¦ 120¦В пределах¦
¦ ¦"Здоровое сердце" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержд. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦област. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета по¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Здравоох-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранение" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - ¦1000¦1000¦1000¦1000¦1000¦ОФОМС ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2.¦Реализация ¦ - ¦ 45¦ 45¦ 45¦ 45¦ 45¦В пределах¦
¦ ¦программы "Контроль¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержд. ¦
¦ ¦артериальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦област. ¦
¦ ¦гипертонии" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета по¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Здравоох-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранение" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - ¦ 500¦ 500¦ 300¦ 300¦ 300¦ОФОМС ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3.¦Реализация ¦ - ¦ 25¦ 25¦ 25¦ 25¦ 25¦В пределах¦
¦ ¦программы для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержд. ¦
¦ ¦улучшения здоровья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦област. ¦
¦ ¦пожилых людей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета по¦
¦ ¦"Активное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦долголетие" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Здравоох-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранение" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4.¦Реализация ¦ - ¦ - ¦ 100¦ 100¦ 100¦ 100¦Бюджеты ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территорий¦
¦ ¦"Укрепление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦здоровья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦школьников" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5.¦Реализация проекта ¦ - ¦ 25¦ 25¦ 25¦ 25¦ 25¦В пределах¦
¦ ¦по рациональному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержд. ¦
¦ ¦питанию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦област. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета по¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Здравоох-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранение" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6.¦Реализация ¦ 10¦ 10¦ 10¦ 10¦ 10¦ 10¦В пределах¦
¦ ¦антитабачной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержд. ¦
¦ ¦программы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦област. ¦
¦ ¦проведением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета по¦
¦ ¦международного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли ¦
¦ ¦конкурса "Бросаю ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Здравоох-¦
¦ ¦курить и выигрываю"¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ранение" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого ¦ 100¦ 300¦ 300¦ 300¦ 300¦ 300¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 90¦ 220¦ 300¦ 300¦ 300¦ 300¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - ¦1500¦1500¦1300¦1300¦1300¦ ¦
L---+-------------------+----+----+----+----+----+----+-----------
Заместитель
Председателя
Правительства
Челябинской области
А.Н.КОСИЛОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ
"ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОФИЛАКТИКА ХРОНИЧЕСКИХ
НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ"
В Челябинской области, как и в целом по Российской Федерации,
отмечаются неблагоприятные тенденции в показателях здоровья
населения. Рост смертности за последние 15 лет превысил 35 %, а
рост смертности среди работоспособного населения вырос на 54 %.
75 % всех преждевременных смертей обусловлены
сердечно-сосудистыми, онкологическими, респираторными, болезнями
обмена веществ или, как их называют, хроническими неинфекционными
болезнями. В структуре смертности более половины случаев занимают
сердечно-сосудистые заболевания (смертность по причине ишемической
болезни сердца и инфаркта миокарда увеличилась почти в три раза).
При этом смертность от артериальной гипертонии, ишемической
болезни сердца и инфаркта миокарда "помолодела". Средняя
продолжительность жизни составляет среди мужчин 58 лет, среди
женщин 63 года. Страдает и качество жизни людей. Выход на
инвалидность увеличился почти в 1,5 раза, рост заболеваемости
превысил 30 %.
Потери, которые несет общество, в связи с преждевременной
смертностью, инвалидизацией и заболеваемостью от хронических
неинфекционных заболеваний по своим масштабам могут быть
сопоставлены только с национальными катастрофами.
Вместе с тем, в мировой практике имеется опыт успешного
решения проблемы хронических неинфекционных заболеваний, когда
внедрены современные технологии профилактики и система оказания
помощи переориентирована на профилактические мероприятия. Так в
Финляндии (наиболее близка к России по климатическим и
экологическим условиям) удалось в течение 20 лет снизить в целом
смертность на 35 %, в том числе от сердечно-сосудистых заболеваний
на 46 %.
Основной целью разрабатываемой областной программы является
снижение преждевременной смертности от сердечно-сосудистых и
других неинфекционных заболеваний на 10-15 %. Цель будет
достигаться путем контролирования факторов риска хронических
неинфекционных заболеваний и разработкой и реализацией отдельных
подпрограмм:
- программа борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями
"Челябинская инициатива "Здоровое сердце"
- контроль артериальной гипертонии "Ключи к нормальному
давлению"
- профилактика респираторных заболеваний
- программа борьбы с курением "Челябинские ступени в Европу
без табака"
- "Рациональное питание" - основа жизни без болезней
- "Здоровые детские сады и здоровая школа" в Челябинской
области
- программа здоровья пожилых "Активное долголетие"
При этом ключевой стратегией программы станет образование
медицинских работников в области профилактики и образование
населения. Будет осуществляться внедрение новых технологий
диагностики и лечения с применением новых медикаментозных средств.
Эффективность реализации программы будет оценена по
международным критериям, не дожидаясь окончания программы будут
оценены как промежуточные этапы с введением необходимых
исправлений, так и этап выполнения программы.
Для успешного выполнения программы будет создана
межсекторальная коалиция из представителей различных сфер
общественной деятельности, заинтересованных в проблеме укрепления
здоровья. Программа сможет успешно быть реализованной при участии
в коалиции администрации области, правительства и законодательного
собрания.
Для руководства программой должен быть создан центр (на базе
Челябинского Регионального Отделения Российской Академии
Естественных Наук) с функциями координации организационного и
научно-методического руководства, экспертизой, подготовки кадров,
осуществления маркетинга программы.
В приложениях к данному документу приводится перечень
мероприятий по реализации областной программы сроком до 2003 года.
Заместитель
Председателя
Правительства
Челябинской области
А.Н.КОСИЛОВ
РАСЧЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ПРОГРАММЫ
"ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОФИЛАКТИКА ХРОНИЧЕСКИХ
НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ"
Основной целью разрабатываемой областной программы является
снижение преждевременной смертности от сердечно-сосудистых и
других неинфекционных заболеваний на 10-15 %, что сократит расходы
на амбулаторно-поликлиническое обслуживание на соответствующие
показатели:
1. Экономический эффект по амбулаторно-поликлиническому
обслуживанию
- количество амбулаторно-поликлинических
посещений к кардиологу по области в год - 171800
- стоимость 1 посещения по тарифу - 7 руб. 94 коп.
- снижение амбулаторно-поликлинических
посещений - 171800 х 15 % = 25770 посещений
- экономический эффект - 7 руб. 94 коп. х 171800 х 15 % =
= 204,6 тыс. руб.
2. Экономический эффект по стационарному обслуживанию
95 руб. х 41523 к/дней х 15 % = 591,7 тыс. руб.,
где стоимость 1 койко - дня - 95 рублей
Количество кардиологических койко - дней за год по области -
41,523 к/дня.
Снижение кардиологических койко - дней - 41523 к/дн. х 15 % =
62281 к/дн.
3. Итого: Экономический эффект -
204,6 тыс. руб. + 591,7 тыс. руб = 796,3 тыс. руб.
Начальник ГУЗО
А.В.КОЗЛОВ
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: Челябинская областная программа
"Интегрированная профилактика
хронических неинфекционных
заболеваний и укрепление здоровья"
Дата принятия решения о
разработке программы,
дата ее утверждения
(наименование и номер
нормативного акта): 1998 год
Государственный заказчик: Главное управление здравоохранения
администрации Челябинской области
Основные разработчики главный кардиолог, доктор
программы: медицинских наук, профессор
Э.Г. Волкова - Челябинское
региональное отделение Российской
Академии Естественных наук
Цели и задачи программы: Снизить преждевременную смертность
от хронических неинфекционных
заболеваний (преимущественно за счет
сердечно-сосудистых болезней) на
10-15 % путем внедрения современных
международных технологий
профилактики
Сроки и этапы реализации
программы: 1998-2003 годы
Перечень основных Мониторинг факторов риска. Программы
мероприятий: вмешательства на уровне всей
популяции Челябинской области,
группы высокого риска, вторичной и
третичной профилактики. Образование
врачей, населения. Обеспечение
медикаментами, оборудованием
Исполнители основных Областной кардиологический
мероприятий: диспансер. Областной госпиталь
инвалидов ВОВ. Больница скорой
медицинской помощи. Челябинское
региональное отделение РАЕН
Объемы и источники Областной бюджет Бюджет ОФОМС
финансирования территорий
тыс. руб.
1998 год - 100 90 -
1999 год - 300 220 1500
2000 год - 300 300 1500
2001 год - 300 300 1300
2002 год - 300 300 1300
2003 год - 300 300 1300
Ожидаемые конечные Снижение смертности, улучшение
результаты: качества жизни
Первый заместитель
Начальника ГУЗО
С.И.МАТВЕЕВА
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОФИЛАКТИКА ХРОНИЧЕСКИХ
НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
ПОЛИТИКА И СОЮЗ ВО ИМЯ ЗДОРОВЬЯ
ВВЕДЕНИЕ
Анализ ситуации в Челябинской области с точки зрения
профилактической медицины и укрепления здоровья
Сегодня в условиях уменьшения уровня рождаемости и сохранения
достаточно высоким уровня смертности проблема здоровья невольно
выходит на передний план среди других вопросов, определяющих
судьбу России в 21 веке. Как бы не пошла экономическая реформа,
какие бы не были поставлены содержательные цели перед различными
сферами деятельности, совершенно понятно, подъем уровня здоровья
нации является самостоятельной очень важной задачей. Если эта
задача будет проигнорирована, любые правильно намеченные шаги
реформ в России столкнутся с естественным ограничением при
попытках их осуществления - вымиранием населения, включающим
психическую и физическую деградацию.
Здоровье является весьма своеобразным предметом. Для анализа
здоровья населения и при разработке мер по его укреплению
необходимо каждый раз исходить из региональных условий жизни
населения. Здоровье невозможно централизованно навязать сверху.
Поэтому, на наш взгляд, федеральная концепция укрепления здоровья
в России может быть создана лишь после и на основе построения
региональных концепций. Здоровье, в отличие от общей статистики
заболеваний, является региональной "материей".
Решение этой задачи наталкивается на две основных кардинальных
трудности:
1) на низкий уровень подготовки профессиональных работников по
вопросам профилактической медицины, занимающихся вопросами
здоровья, их сохраняющаяся по преимуществу ориентация на лечение
болезней,
2) а также на отсутствие самосознания и понимания населением
всей важности правильного отношения к данному запросу. Здоровье на
протяжении очень большого периода жизни в России не являлось
общественной ценностью, ценностью общества.
Здравоохранение ранее было ориентировано преимущественно на
лечение болезней. Здоровье, в отличие от болезней, является
результатом взаимосвязи всего множества подсистем общественной
жизни, в которые включен человек.
Анализируя основные схемы, заложенные в принципы организации
практики укрепления здоровья и профилактики неинфекционных
заболеваний, мы бы особо выделили одну, лежащую в основе
передового опыта в этой области:
- во-первых, индивида или группу лиц, имеющих тот или другой
тип заболеваний или фиксируемую предрасположенность к
определенному заболеванию,
- во-вторых, сложившиеся вредные поведенческие привычки, формы
поведения, способствующие возникновению тяжелых неинфекционных
заболеваний,
- в-третьих, состояние среды, включающей социо-культурную и
природную составляющие,
- в-четвертых, уровень профессиональной оснащенности
представителей профилактической медицины и специалистов в области
укрепления здоровья, характеризующийся типом технологий и средств
профессиональной мыследеятельности.
Всякая региональная концепция характеризуется прежде всего
спецификой состояния среды в данном регионе:
- культурно-историческими и этнографическими особенностями
населения, проживающего в данном регионе,
- состоянием природной среды.
Но в области укрепления здоровья состояние природной среды
имеет вторичное значение, поскольку оно опосредовано уровнем и
состоянием общественного сознания, вплетено в систему
общественного сознания, проявляется через это сознание и через его
организацию. Так, например, отсутствие организаций самодеятельного
населения, несформированность гражданского общества проявляется в
том, что контроль за качеством продуктов питания и состоянием
окружающей среды осуществляют органы государства, а не
самодеятельные общности и общины населения, проживающего на данной
территории.
Одним из условий наращивания потенциала здоровья в нашем
обществе является выход сферы здравоохранения и здравоформирования
в управленческую позицию по отношению к обществу в целом и
осуществление организационно-технологического подхода по отношению
ко всем подсистемам нашей общественной жизни. Содержанием этого
воздействия является введение и выделение живых образцов
нормальной и здоровой жизнедеятельности, а также культивирование
этих образцов. Данные образцы должны выполнять не ограничительно -
запретительную, но прежде всего ориентационно-поведенческую
функцию.
Необходимо, на наш взгляд, различать два типа характеристик.
Один из них является общим и для Челябинска, и для практически
всей России. Вместе с тем выделять подобные арегиональные
характеристики необходимо. Наличие данных характеристик определяет
тип социотехнического действия на общественное сознание,
намечаемое данной стратегической программой. И то, что есть ряд
параметров, по которым Челябинск и Челябинская область оказываются
ничем не отличающимися регионами от других территориальных
образований России, позволяет выделять общероссийское федеральное
значение создаваемой программы. Второй тип характеристик является,
прежде всего, специфическим и характеризует в большей степени
именно Челябинский регион.
Наличие указанных характеристик двух типов позволяет уточнить
понятие региональности. Региональными в стратегической программе
являются и федеральные характеристики, которые становятся
предметом действия в данном регионе, на данной территории. Но
точно также региональными выступают характеристики, которые
являются специфическими для данного региона, определяющие
уникальный предмет анализа и преломляющиеся в виде приоритета
целей или в виде своеобразных особенностей предмета действия и
т.п.
Областной центр Челябинского региона Челябинск был основан в
1736 году. Область разделена на 24 района, на ее территории
находятся 24 города, 34 поселка городского типа. Население
Челябинского региона на 1 января 1996 года составляло 3461200
человек. В структуре населения области городские жители составляют
82,4 %, сельские - 17,6 %, мужчины - 46,8 %, женщины - 53,2 %,
дети - 23,5 %.
Челябинская область была именно тем местом, где создавалась
атомная бомба - "оружие возмездия" и велась работа с
радиоактивными элементами. В результате аварий в 1949, 1957 и 1967
годах произошло загрязнение среды, превышающее по своим масштабам
и последствиям то, что произошло после Чернобыльской аварии. Все
три аварийные радиационные ситуации связаны с несовершенством
технологии хранения радиоактивных веществ.
Челябинская область занимает значительное место в черной
металлургии, машиностроении и других отраслях промышленности
России. Подобно большинству регионов России, население Челябинской
области без особого энтузиазма относится к мероприятиям
профилактической медицины и в целом доверие к представителям
системы профилактики достаточно низкое. В Челябинской области, как
и в других регионах России, практически отсутствуют общности,
позволяющие объединить представителей разных контингентов
населения, заинтересованных в развитии здоровья и здоровых форм
жизни. Это является одним из мощнейших факторов, влияющих на
состояние здоровья населения. Поэтому одной из важнейших
характеристик Челябинской области, которая совпадает с этой точки
зрения с другими регионами России, состоит в отсутствии общностей
и общественных систем, способных выступить в роли субъектов,
отвечающих за процесс оздоровления и наращивания здоровых форм
жизнедеятельности во всех регионах России.
Именно поэтому очень важно в стратегической программе
разработать такие направления и меры, которые бы могли
продемонстрировать успешность и эффективность современных подходов
к организации профилактической медицины, способствовать
формированию общностей, ставящих своей целью контроль за условиями
окружающей среды, питания, равным доступом к системе медицинского
обслуживания различных контингентов.
С точки зрения традиционных показателей медицинской статистики
складывается следующая картина. В Челябинской области за последние
20 лет наблюдается тенденция к снижению рождаемости и повышению
смертности. Также отмечается снижение естественного прироста
населения. За 10 лет (с 1985 по 1995 гг.) произошло снижение
удельного веса трудоспособного населения с 63,2 % до 58,2 %, число
лиц старше 60 лет увеличилось с 12,4 % до 14,9 %.
Уровень показателей смертности населения Челябинской области
стабильно высокий. 50 % и более в структуре общей смертности
обусловлено сердечно-сосудистыми заболеваниями, второе место
удерживает группа причин, объединенная под названием - несчастные
случаи, третье место занимают онкологические заболевания, доля
которых не превышает 20 %. За 10 лет смертность от острого
инфаркта миокарда и цереброваскулярных нарушений как среди
мужчин, так и среди женщин возросла в 1,4-1,8 раза. Среди
смертности от онкологических заболеваний у мужчин 35-40 % смертей
обусловлено раком бронхолегочной системы, 25-30 % - раком
желудочно-кишечного тракта. У женщин основная причина смерти среди
злокачественных новообразований - рак желудочно-кишечного тракта
(35 %), на втором месте - рак молочной железы, доля которого в
1990 г. по сравнению с 1980 г. увеличилась с 3,5 % до 11 %.
Имеющиеся данные о смертности населения Челябинской области
свидетельствуют, что проблема сердечно-сосудистых заболеваний
является определяющей для данного региона, обуславливая 50 % и
более всей смертности. Следующей по важности является смертность
от злокачественных новообразований и травм. Эти основные группы
заболеваний являются причинами более 75 % смертей населения
Челябинска.
Среди взрослого населения Челябинской области ведущую роль
играют заболевания органов дыхания: острые респираторные инфекции,
хронический бронхит, бронхиальная астма, рак легкого и др. Второе
место занимают болезни системы кровообращения. За 10 лет
заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями по различным
источникам выросла в 1,5-2 раза, при этом отмечается неуклонное
ежегодное повышение показателя. За этот же период времени
заболеваемость гипертонической болезнью увеличилась в 2,8 раза,
стенокардией - в 2,1 раза. Третье место в структуре заболеваний
занимают болезни органов пищеварения, на четвертом месте -
инфекционные и паразитарные болезни, на пятом - злокачественные
новообразования. При этом следует подчеркнуть, что заболеваемость
(болезненность) по обращаемости в несколько раз ниже истинной, и
структура ее не соответствует таковой, выявленной на основании
массовых обследований населения.
Уровень первичной инвалидности среди рабочих и служащих
Челябинской области все эти годы оставался стабильным. Структура
первичной инвалидности в этот период времени также существенно не
изменялась: 30 % инвалидности было обусловлено
сердечно-сосудистыми заболеваниями, 20 % - онкологическими
заболеваниями.
Показатели первичной инвалидности среди рабочих на
промышленных предприятиях от болезней системы кровообращения
составили 14,3 на 10 тысяч рабочих и служащих (1990 год); от
злокачественных новообразований 10,2; болезней органов дыхания -
3,5; болезней органов пищеварения - 0,8 на 10 тысяч рабочих и
служащих.
На предприятиях, в учреждениях и организациях Челябинской
области трудится свыше 880 тысяч женщин, из них около 400 тысяч -
в промышленно-производственной сфере. Более 62 тыс. женщин
работает в условиях вредного воздействия производственных
факторов, в том числе 13 тыс. - в условиях шума и вибрации, более
37 тыс. женщин трудятся в ночных сменах. Наиболее высокие уровни
заболеваемости с временной утратой трудоспособности отмечаются в
сельскохозяйственном производстве. Нередко женщины заняты тяжелым
физическим трудом и работают в условиях производственных
вредностей. На ряде предприятий не соблюдаются рекомендации по
трудоустройству беременных женщин.
В области регистрируется высокий уровень профессиональной
заболеваемости рабочих промышленных предприятий. В сравнении с
1986 годом количество профессиональных поражений в 1990 году
выросло в 2,3 раза. Наиболее высокая профзаболеваемость
регистрируется в городах: Челябинске, Магнитогорске, Пласте,
Сатке, Карабаше, Копейске. В структуре хронических заболеваний
наибольший удельный вес занимают заболевания пылевой этиологии,
вибрационная болезнь и кохлеарный нефрит.
По данным официальной статистики на экологически
неблагоприятных территориях проживает более 400 тысяч детей. При
анализе материалов о загрязнении атмосферного воздуха в
Челябинске, Магнитогорске, Карабаше, Златоусте и на других
территориях достоверно установлено, что одной из основных причин
роста заболеваемости детского населения области является
стабильное повышение в атмосфере нормативных уровней концентрации
веществ 1 и 2 класса опасности. В загрязненных городах на фоне
повышенной частоты преждевременных родов отмечается значительное
повышение частоты осложнений беременности, родов и послеродового
периода (от 1,3 до 3 раз по сравнению с контрольными районами).
Установлено, что среди детей, проживающих в загрязненных
городах (Челябинск, Магнитогорск, Карабаш, Златоуст, Верхний
Уфалей) распространенность заболеваний эндокринной системы,
болезней крови и кроветворных органов, болезней органов
пищеварения, врожденных аномалий значительно выше, чем среди
сверстников г. Чебаркуля (взятого в качестве контрольной
территории). В структуре причин младенческой смертности первое
место занимают болезни новорожденных (45-50 %), на втором месте
врожденная патология - более 20 %.
Кроме промышленных загрязнений угрозу состоянию здоровья
населения Челябинской области представляют радиационные
загрязнения, являющиеся результатом трех аварийных ситуаций в
1949, 1957, 1967 годах.
При оценке последствий радиационных аварий было обнаружено
учащение вегетососудистых дистоний, увеличение обращаемости
населения по поводу гипертонической болезни, увеличение числа
больных лейкозами и показателя общей смертности населения,
проживающего на зараженной территории.
По данным эпидемиологических исследований, проведенных в
Челябинской области в последние годы, распространенность основных
факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальной
гипертонии, курения, ожирения) высока. Так распространенность
артериальной гипертонии составляет от 15 % у неорганизованной
популяции (городского) населения до 40 % у организованной
популяции населения (промышленные предприятия). Распространенность
привычки к курению достигает среди мужчин - 62 %, у женщин - 15 %.
В Челябинске женщин с избыточной массой тела столько же, сколько
мужчин - 26 %. Повышенный уровень холестерина имеют почти 50 %
населения.
Приведенные выше сведения позволяют, в общем, восстановить
обстановку, которая сложилась в Челябинском регионе с состоянием
здоровья населения.
Ситуация состоит в том, что население Челябинской области не
активно относится к проблеме собственного здоровья и не испытывает
доверия к медицинскому персоналу, осуществляющему профилактическую
работу. Ранее профилактические мероприятия строились в
традиционном привычном ключе, когда условием участия в них,
например, для работников промышленных предприятий является приказ
начальника и возможные административные санкции.
Вместе с тем, большинство медицинских работников, оказавшись в
ситуации, в которой надо прежде всего и, может быть, впервые
решать здравоохранительную проблему как социально-управленческую,
но не традиционную медицинскую задачу - "поворачивать" население,
прибегая к привычному административному давлению, лицом к
собственному здоровью, не очень понимает, что конкретно делать.
Эффективная профилактика заболеваний и укрепления здоровья
требует вложения определенных ресурсов, взаимодействия различных
секторов общества и, нередко, реориентацию уже имеющихся ресурсов.
Очевидно, что такого рода действия требуют достижения согласия
между теми, кто участвует в этом процессе.
Создание действенной политики профилактики и укрепления
здоровья возможно только в том случае, если объект этой
профилактики - население также активно участвует в процессе. В
доперестроечные времена существовало директивное управление
здравоохранением, при котором население в основном являлось как бы
пассивным объектом. И в такой ситуации были возможны определенные
действия по развитию укрепления здоровья и профилактики, но в
ограниченном масштабе. При развивающейся реформе системы
здравоохранения и общества важными компонентами выступают как
резко увеличивающаяся самостоятельность регионов в том, что они
могут делать в области здравоохранения, так и самодеятельность
населения. Эта самодеятельность, направленная на создание и
укрепление здоровья, здорового стиля жизни, еще только развивается
и требует большой дополнительной работы. Но она допускает и
подразумевает выработку политики или, как еще называют,
политической рамки - согласия о приоритетных проблемах, стратегиях
и вытекающих из этого действиях - проектах, которые обеспечивают
более высокий уровень здоровья населения. Все сказанное выше
требует выработки политики профилактики сердечно-сосудистых
заболеваний и других хронических неинфекционных заболеваний,
создания стратегической программы.
Другой причиной необходимости выработки политики и программы
является наличие большого числа партнеров, участвующих в
мероприятиях по развитию здоровья. И без координации их действия
очень трудно направить на единую цель - укрепление здоровья. Так,
помимо медиков, практических врачей, медицинских сестер и других
работников практического здравоохранения, медицинской
администрации, медицинских научных работников, естественными
партнерами их в этом являются различные группы населения:
работающие, пенсионеры, учащиеся, больные и другие. Весьма важными
партнерами являются администрация области, города, частный сектор,
банки. Опыт показывает, что промышленные предприятия, учреждения,
школы и программы укрепления здоровья среди работающих и учащихся
являются очень важным компонентом проведения профилактики в
население. Социальная защита, просвещение, средства массовой
информации, физкультура и многие другие составляют партнерство,
которое необходимо координировать.
ИСХОДНАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА 15 ЛЕТ (НА 10000) 1980-1995 ГОДЫ
18 T ----¬
¦ ¦ L---¬ --------¬
16 +------ L---- ¦ г===¬
¦ L---¬ ¦ L==
14 + L---¬ ¦
¦ L---¬ г===-
12 + L---¬ ¦
¦ г=======¬ ¦ ¦
10 ¦=========- ¦ ¦===¦
¦ L=======================- ¦ ----¬
8 + L---- L--
¦
6 +
¦
4 +
¦
2 +
¦
0 L---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+
1941 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 1995
------ - рождаемость
====== - смертность
ЕСТЕСТВЕННАЯ ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ 1980-1995 ГОДЫ
7,8
8 T --¬ 7,3 7,4
¦ 6,4 6,6 ¦=¦ 6,6 --¬ --¬
¦ --¬ --¬ ¦=¦ --¬ 6,2 ¦=¦ ¦=¦
6 + ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ --¬ ¦=¦ ¦=¦ 5,6
¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ --¬ 4,4
¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ --¬
4 + ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ 2,8
¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ --¬
¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦
2 + ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ 1,2
¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ --¬
¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦
0 +-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+T-T-T-T-T-T-T-T-
¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦
¦ L-- ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦
-2 + -1,1 ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦
¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦
¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦
-4 + L-- ¦=¦ ¦=¦
¦ -4,6 ¦=¦ ¦=¦
¦ ¦=¦ L--
-6 + L-- -5,8
-6
ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1991-1995 ГОДЫ
1991 1992 1993 1994 1995
2 T --¬ -------------------------------------------------------
¦ ¦ ¦ 2 --¬ 1,2
¦ ¦ ¦ ¦:¦
0 +-+-+-T-+-+---T-T-T-T-T---T-T-T-T-T---T-T-T-T-T---T-T-T-T-T--
¦ ¦*¦=¦ L-+*¦=¦:¦ ¦ ¦*¦=¦:¦ ¦ ¦*¦=¦:¦ ¦ ¦*¦=¦:¦
¦ ¦*¦=¦ -0,2¦*¦=+-- ¦ ¦*¦=¦:¦ ¦ ¦*¦=¦:¦ ¦ ¦*¦=¦:¦
-2 + ¦*¦=¦ ¦*¦=¦-1,1 ¦ ¦*¦=¦:¦ ¦ ¦*¦=¦:¦ ¦ ¦*¦=¦:¦
¦ L-+=¦ ¦*¦=¦ L-+*¦=¦:¦ ¦ ¦*¦=¦:¦ ¦ ¦*¦=¦:¦
¦ -2,8L-- ¦*¦=¦ -3,8¦*¦=¦:¦ ¦ ¦*¦=¦:¦ ¦ ¦*¦=¦:¦
-4 + -3,5 ¦*¦=¦ ¦*¦=¦:¦ L-+*¦=¦:¦ ¦ ¦*¦=¦:¦
¦ ¦*+-- ¦*¦=+-- -4,3¦*¦=¦:¦ L-+*¦=¦:¦
¦ ¦*¦-4,8 ¦*¦=¦-4,6 ¦*¦=+-- -5,2¦*¦=¦:¦
-6 + ¦*¦ ¦*¦=¦ ¦*¦=¦-5,8 ¦*¦=+--
¦ L-- ¦*¦=¦ ¦*¦=¦ ¦*¦=¦-5,9
¦ -6,6 ¦*¦=¦ ¦*¦=¦ ¦*¦=¦
-8 + L-+=¦ ¦*¦=¦ ¦*¦=¦
¦ -7,9L-- ¦*¦=¦ L-+=¦
¦ -8,3 ¦*¦=¦ -9 L--
-10 + ¦*¦=¦ -9,2
¦ ¦*+--
¦ ¦*¦-10,7
-12 + ¦*¦
¦ ¦*¦
¦ L--
-14 + -13,6
---¬
¦ ¦ - Южноуральск
L---
---¬
¦**¦ - Касли
L---
---¬
¦==¦ - В. Уфалей
L---
---¬
¦::¦ - Челябинск
L---
ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАСЛИНСКОГО РАЙОНА
ЗА 20 ЛЕТ
20 T
¦ 18,2
18 + ---¬ 17,1 ---¬
¦ ¦==¦ 16 ---¬ ¦==¦
16 + 14,9¦==¦ ---+==¦ ¦==¦
¦ ---+==¦ ¦ ¦==¦ 14,1 ¦==¦
14 + ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ 12,9---¬ ¦==¦
¦ 12,4 ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ---+==¦ ¦==¦
12 + ---¬11,3 ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦==¦
¦ ¦ +--¬ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦==¦
10 + ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ 8,9¦==¦
¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ---+==¦
8 + ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦
¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦
6 + ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦
¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦
4 + ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦
¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦
2 + ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦
¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦ ¦ ¦==¦
0 L----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+---
79 г. 80 г. 85 г. 90 г. 95 г.
---¬
¦ ¦ - рождаемость
L---
---¬
¦==¦ - общая смертность
L---
СМЕРТНОСТЬ В ВОЗРАСТЕ 15-60 ЛЕТ
(НА 1000 НАСЕЛЕНИЯ)
5,20
4,47 ----------¬
----------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
--+---------+-----+---------+--
1989 1995
В ТОМ ЧИСЛЕ МУЖЧИН
10,0
----------¬
¦ ¦
6,9 ¦ ¦
----------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
--+---------+-----+---------+--
1989 1995
В ТОМ ЧИСЛЕ ЖЕНЩИН
2,2
----------¬
¦ ¦
1,91 ¦ ¦
----------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
--+---------+-----+---------+--
1989 1995
СМЕРТНОСТЬ ОТ ССЗ (НА 100000 НАСЕЛЕНИЯ)
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ С 1975-1994 ГОДЫ
(20 ЛЕТНИЙ ПЕРИОД)
График прилагается
СМЕРТНОСТЬ ОТ ОИМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
С 1975-1994 Г.Г. (20 ЛЕТНИЙ ПЕРИОД)
40 T --
¦ ---¬ ¦
35 + ---¬ ¦ L----------
¦ ¦ ¦ ----
30 + ¦ L---
¦ ---¬ ¦
25 + ¦ L----¬ ¦
¦ ---- L---
20 + ---¬ ----
¦ ---- L---------
15 +--
¦
10 +
¦
5 +
¦
0 L--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+----
75 77 79 81 83 85 87 89 91 93 ОИМ
СТРУКТУРА СМЕРТНОСТИ
(ОБЩАЯ СМЕРТНОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ КЛАССАМ БОЛЕЗНЕЙ
НА 100000 НАСЕЛЕНИЯ)
1989 1995 %
Сердечно-сосудистые 525,0 656,0 + 25,6
Онкологические 202,5 225,3 + 1,4
Органы дыхания 4,3 122,4 + 16,4
Травмы 122,0 525,3 + 43,0
Органы пищеварения 26,0 41,0 + 15,7
ПЕРВИЧНЫЙ ВЫХОД НА ИНВАЛИДНОСТЬ (10000 НАСЕЛЕНИЯ)
82,7
----------¬
¦ ¦
47,8 ¦ ¦
----------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
--+---------+-----+---------+--
1989 1995
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ КЛАССАМ БОЛЕЗНЕЙ
НА 1000 НАСЕЛЕНИЯ ПО КАСЛИНСКОМУ РАЙОНУ
График прилагается
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ФАКТОРОВ РИСКА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
70 T
¦ 60,8
60 + -----¬
¦ ¦ ¦ 48
50 + ¦ ¦ -----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
40 + ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 27 28
30 + ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ -----¬
¦ ¦ ¦ 23 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
20 + ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10
10 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0 L-+----+-+----+-+----+-+----+-+----+-+----+--
Артериальная гипертензия
/\
/ \
/ \
/ \
/ \
/ \
/ SOS! \
/ \
ИБС -- --- --- --- --- Инсульт
(30-60 % смертей)
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ - ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
И ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ
РЕЗЮМЕ
Как изложено выше, заболеваемость и смертность от сердечно -
сосудистых и других неинфекционных заболеваний в Челябинске
продолжает оставаться высокой и не обнаруживает тенденции к
уменьшению в последние годы. Объясняющие эти неблагоприятные
показатели здоровья населения факторы риска сердечно-сосудистых и
других неинфекционных заболеваний известны, и они распространены
весьма широко среди населения Челябинской области. Лечебные
мероприятия не могут изменить описанную выше ситуацию. Только
проведение широких мер профилактики сердечно-сосудистых и других
неинфекционных заболеваний, резкое снижение уровня риска этих
заболеваний в населении, общие меры укрепления здоровья могут
переломить ситуацию. В свою очередь, проведение профилактики и мер
по укреплению здоровья, т.е. борьба с факторами риска среди
населения, возможны только при скоординированности действий
различных организаций, лиц и учреждений, включая
правительственные. Речь идет о выработке политики между различными
потенциальными партнерами в профилактике сердечно-сосудистых и
других неинфекционных заболеваний.
Понятие "политика" в настоящей программе определяется так, как
это предложено Всемирной Организацией Здравоохранения, а именно:
"это согласие, консенсус среди партнеров о том, какие проблемы
надо решить, и о том, каким способом или с помощью каких стратегий
это надо делать".
Нельзя уменьшить в России, Челябинске заболеваемость,
смертность и инвалидность от сердечно-сосудистых и других
неинфекционных заболеваний без выработки и осуществления
научно-обоснованной политики их профилактики. Такая политика
необходима как на региональном, так и на национальном уровне.
Находит она отражение и в региональной стратегической программе.
Представляемая программа описывает подходы и шаги по
определению приоритетных проблем и стратегий для решения вопросов
деятельности по профилактике сердечно-сосудистых и других
неинфекционных заболеваний и укреплению здоровья.
Осуществление профилактики требует создания межсекторальных
коалиций - партнеров, медиков и немедиков. Это в свою очередь
требует достижения между ними согласия - консенсуса в отношении
того, что является приоритетной проблемой или проблемами, и как ее
или их надо решать. Создание коалиции и достижение консенсуса
обеспечивает не только идейное объединение партнеров, но и
объединение их ресурсов, которые могут быть направлены на
профилактику.
Население является объектом работы по профилактике и оно же
является субъектом, участвующим в этой профилактике. Для того,
чтобы активно вовлечь различные группы населения и индивидуумов,
необходимо осуществлять научно-обоснованный маркетинг программы.
Это означает, что необходимо изучать потребности населения,
изучать его особенности, изучать каналы, по которым может
доставляться информация, способствующая развитию профилактической
программы. Следует также изучать формы, в которых наиболее
благоприятно воспринимается информация, например, публикации,
выступления. Очень важно изучать те службы, которые могут быть
включены в разработку и развитие программы. Важно
инвентаризировать и попытаться реализовать ресурсы для
осуществления программы.
Для всего выше сказанного необходимо образование населения,
создающее потребность в здоровом образе жизни и в профилактической
программе. При этом центральную роль в образовании населения могут
играть средства массовой информации.
Крайне важный компонент в проведении профилактики -
деятельность системы здравоохранения.
Профессиональное образование должно стать тем ключевым
компонентом, вокруг которого осуществляются мероприятия
региональной программы.
Предлагаемая стратегическая программа основана на существующих
передовых технологиях с использованием как отечественного, так и
зарубежного опыта.
В данном проекте обозначены стратегические цели и основные
направления, модули.
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основной целью стратегической программы Челябинской области по
профилактике хронических неинфекционных заболеваний и укреплению
здоровья населения является:
- Снижение преждевременной смертности от сердечно-сосудистых и
других неинфекционных заболеваний на 10-15 %
- Улучшение качества жизни лиц, имеющих хронические
неинфекционные заболевания
- Укрепление здоровья населения Челябинской области
- Контроль основных факторов риска
- Создание системы непрерывного профессионального образования
- Оценка эффективности проводимых мероприятий
Для решения указанных целей целесообразно выделить ведущие
стратегические направления (подпрограммы):
Программа борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями
"Челябинская инициатива "Здоровое сердце"
- Контроль артериальной гипертонии "Ключи к нормальному
давлению"
- Профилактика респираторных заболеваний
- Проект "Управление диабетом и профилактика его осложнений"
- Программа борьбы с курением "Челябинские ступени в Европу
без табака"
- "Рациональное питание - основа жизни без болезней"
- "Здоровые детские сады и здоровая школа в Челябинской
области"
- Программа здоровья пожилых "Активное долголетие"
- Образование - ключевая стратегия политики профилактики в
Челябинской области.
УПРАВЛЕНИЕ И КООРДИНАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Управление программой с учетом общественно-государственного ее
характера требует соответствующего статуса и органов координации.
Основным механизмом координации целевых ориентаций, достижения
взаимопонимания и консолидации усилий является межсекторальная
коалиция. Коалиция создается на основе взаимоопределения
представителей различных сфер общественной деятельности по поводу
проблемы укрепления здоровья всех слоев населения Челябинской
области.
Обязательным участником коалиции должны стать Администрация
области, Правительство, Законодательное собрание. В число
партнеров могут входить зарубежные и международные организации, а
также все те, кто разделяет мировоззренческие основания и
стратегические цели программы и готов тем или иным образом
участвовать в реализации программы.
Координирующим органом программы может стать Центр на базе
Челябинского регионального отделения Российской Академии
Естественных Наук, осуществляющий следующие функции:
1. Управление программой.
2. Координация различных направлений реализации программы.
3. Организация и научно-методическое руководство деятельностью
экспериментальных площадок и демонстрационных зон.
4. Экспертиза всевозможных инициатив, направленных на
конкретизацию и реализацию направлений программы.
5. Консультирование, подготовка кадров и информационное
обеспечение.
6. Установление международных связей и маркетинг программы.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Бюджетные ассигнования
- Добровольные пожертвования
- Спонсорство
В приложении 2 приводится перечень мероприятий в рамках
реализации стратегической программы области сроком до 2003 года.
Заместитель
Председателя
Правительства
Челябинской области
А.Н.КОСИЛОВ
|