МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 1 декабря 1997 г. N 1367
Юридическим отделом Департамента ФСЗН по Челябинской области
подготовлены ответы на вопросы, поступившие в Департамент от
сотрудников территориальных управлений службы занятости.
Рекомендую при решении вопросов, связанных с обеспечением
государственных гарантий безработным гражданам, руководствоваться
данными методическими рекомендациями.
Начальник
Департамента ФСЗН
по Челябинской области
Л.П.ШУШАРИН
Вопрос 1. Имеют ли право органы службы занятости делать
какие-либо отметки в трудовой книжке безработного, в том числе по
его просьбе?
Ответ: Не вносятся в трудовую книжку записи о времени, в
течение которого гражданин:
1) получал пособие по безработице или 2) стипендию, 3)
принимал участие в оплачиваемых общественных работах, 4) время,
необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в
другую местность и трудоустройства, 5) а также период временной
нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на
военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой
к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, так
как это Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на
предприятиях, в учреждениях и организациях не предусмотрено. Эти
периоды указываются в справке, образец которой дан в приказе
Минсобеса РФ и Госкомзанятости РФ от 20 августа 1991 г. "О порядке
оформления безработным досрочных пенсий органами социального
обеспечения по предложению органов государственной службы
занятости". В соответствии со ст. 28 Закона РФ "О занятости
населения в Российской Федерации" вышеперечисленные периоды не
прерывают трудового стажа и засчитываются в общий трудовой стаж,
что подтверждается такой справкой.
Вопрос 2. Каким документом подтверждается стаж работы: а)
наемного рабочего, работающего у частного лица; б) у
предпринимателя; в) члена крестьянского (фермерского) хозяйства;
г) у пастуха? Кто вносит записи в трудовые книжки об их трудовой
деятельности?
Ответ: Министерство социального обеспечения РСФСР приказом
N 190 от 04.10.91 г. утвердило Положение "О порядке подтверждения
трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР".
В соответствии с названным Положением основным документом,
подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При
отсутствии трудовой книжки в подтверждение трудового стажа
принимаются справки, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты,
письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об
исполнении, членские книжки и другие документы.
В настоящее время наемные работники, в том числе: домашние
работницы, няни, водители, секретари вправе заключить письменный
трудовой договор с работодателем о рабочем времени, времени
отдыха, зарплате и других важных для сторон условий.
В данном случае работодатель с суммы вознаграждения наемного
работника перечисляет в пенсионный фонд взносы в размере 28 %, и
этот период работы на основании соответствующей справки должен
засчитываться в трудовой стаж, в том числе для получения
государственной пенсии.
Однако, эти лица могут заниматься предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица в соответствии со
ст. 23 Гражданского Кодекса РФ, в том числе в сельском хозяйстве -
в форме крестьянского (фермерского) хозяйства. Предпринимателем
считается глава крестьянского (фермерского) хозяйства, а не члены
его семьи.
По ранее действующему законодательству гражданин,
осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, не вправе был использовать наемный труд. Сейчас
он может это сделать в соответствии с п. 3 ст. 23 и п. 3 ст. 25
ГК РФ.
Предпринимательская деятельность граждан без образования
юридического лица подлежит государственной регистрации. Время
работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью,
имеющих регистрационное свидетельство, выданное уполномоченным
органом, подтверждается справками об уплате страховых взносов в
Пенсионный фонд.
4 февраля 1997 г. за N 28-6 Министерство труда и социального
развития РФ направило письмо, в котором сообщает, что
индивидуальные предприниматели без образования юридического лица
не могут вести трудовые книжки лиц, работающих у них по трудовому
договору (контракту). Впредь до принятия соответствующего
нормативного акта трудовой стаж лиц, работающих у индивидуальных
предпринимателей, может подтверждаться справками, расчетными
книжками, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу зарплаты, а
также справками об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ,
выданными соответствующими отделениями Пенсионного фонда.
Вопрос 3. Предпринимателю выдали справку в налоговой
инспекции о доходах за определенный период. Включен ли в эту сумму
районный коэффициент 1,15?
Ответ: Размеры государственных пособий в местностях, где
установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются
с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе
заработной платы.
Для исчисления среднего заработка предпринимателя учитывается
справка налоговой инспекции о сумме дохода, с которой взимался
подоходный налог. Этот доход делится на число месяцев, в течение
которых он осуществлял эту деятельность (по документам о
регистрации в администрации региона и сдачи регистрационного
удостоверения).
Учитывая, что районный коэффициент начисляется только на
заработную плату, а не на любые другие вознаграждения, пособие по
безработице для предпринимателя исчисляется по справке налоговой
инспекции о его доходах.
Если сумма дохода окажется меньше минимального пособия по
безработице, то в данном случае рекомендуем начислять на пособие
по безработице районный коэффициент.
Вопрос 4. Гражданин состоял на учете в службе занятости
первоначально с 05.04.96 г. по 06.09.96 г. и снят с учета в связи
с трудоустройством, вторично обратится в управление службы
занятости 10 мая 1997 г., работал с 10.09.96 г. по 07.05.97 г.,
представил справку о среднем заработке за три месяца по месту
последней работы. Как правильно определить ему продолжительность
выплаты пособия по безработице?
Ответ: В случаях, когда с гражданина снят статус безработного
по установленным законом основаниям и он определенное время
работал или не работал, то при повторном назначении ему пособия по
безработице ранее выплаченные суммы пособия по безработице не
учитываются.
Размер пособия по безработице будет зависеть лишь от наличия
26 календарных недель оплачиваемой работы на момент повторной
регистрации. Расчет пособия по безработице данному гражданину
производится без учета времени предыдущих выплат, то есть при
наличии 26 календарных недель - пособие должно выплачиваться в
процентном отношении от среднего заработка по справке,
представленной на день повторной регистрации (75 %, 60 % и 45 %),
а при отсутствии такого периода оплачиваемой работы пособие
выплачивается в минимальном размере (см. письмо Департамента ФСЗН
по Челябинской области от 06.09.96 г. N 810).
Доводим до сведения, что примеры N 1 и N 2, а также образцы
приказов N 7 и N 8 "О признании гражданина безработным и
назначении пособия по безработице при повторном обращении в службу
занятости", опубликованные в письме Департамента ФСЗН N 666 от
7.08.96 г., утратили силу в связи с разъяснением Министерства
труда и социального развития РФ от 09.01.97 г. N 3-21.
Одновременно просим внести изменения в ответ на вопрос N 16
(стр. 7) методических рекомендаций Департамента ФСЗН по
Челябинской области "По применению законодательства о занятости
населения в связи с принятием Закона РФ "О внесении изменений и
дополнений в Закон РФ о занятости населения в РФ от 20 апреля 1996
г." в связи с вышеназванным разъяснением.
Вопрос 5. Распространяются ли действия п. 5 ст. 31 Закона РФ
"О занятости населения в Российской Федерации" о повторности
постановки на учет гражданина, который обратился в службу
занятости впервые в 1994 г. За этот период он неоднократно
отказывался от услуг службы занятости, работал непродолжительное
время, а затем повторно обратился с просьбой поставить на учет,
присвоить статус безработного и получать пособие по безработице?
Ответ: На этого гражданина не распространяется действие п. 5
ст. 31 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации",
поскольку новый период безработицы у него каждый раз начинался с
момента обращения в службу занятости после расторжения трудового
договора с предприятием.
Вопрос 6. В управление ФСЗН обратился гражданин, осужденный к
исправительным работам по месту работы, который в настоящее время
не работает. Можно ли ему присвоить статус безработного при
отсутствии подходящей работы?
Ответ: В соответствии со статьями 91 Исправительно-трудового
Кодекса РСФСР (в редакции от 21.12.96 г.) и 39 Уголовно -
исполнительного Кодекса РФ от 8 января 1997 г. исправительные
работы отбываются по основному месту работы осужденного. При
отсутствии у осужденного работы, органы, исполняющие наказание в
виде исправительных работ, принимают меры к трудоустройству
осужденного.
Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных,
контролируют поведение осужденных, при необходимости направляют их
в органы службы занятости для трудоустройства. Осужденный, не
имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно, либо встать
на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе
отказаться от предложенной органами службы занятости работы или
переквалификации.
Руководствуясь вышеизложенным и п. 3 ст. 3 Закона РФ "О
занятости населения в Российской Федерации", управления ФСЗН с
данной категорией лиц работают как с ищущими работу. Этим
гражданам не может быть присвоен статус безработного и они не
могут получать пособие по безработице.
Вопрос 7: Кому в настоящее время выдают субсидию?
Ответ: Приказ Федеральной службы занятости России от 30 марта
1993 года N 37, утвердивший "Положение о порядке работы органов
службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать
собственное дело, и условиях выдачи им субсидий" имеет юридическую
силу и действует. Однако, в сложившихся условиях кризиса
неплатежей предприятий и организаций, сокращения поступлений в
фонд занятости населения создается крайне напряженная ситуация по
финансированию областной и территориальных программ занятости
населения и выплате пособий по безработице. В связи с этим
временно приостанавливается финансирование мероприятий по активной
политике занятости, в том числе и субсидирование предпринимателей.
Проведение такой работы возможно лишь путем взаимозачетов с
предприятиями - должниками страховых взносов. Решение о выдаче
субсидий безработным гражданам управление ФСЗН принимает
самостоятельно, исходя из финансовых возможностей.
Вопрос 8: Инвалид II группы по зрению представил заключение
"Нетрудоспособен для работы в обычных условиях. Может работать в
организациях ВОС". Можно ли считать такое заключение трудовой
рекомендацией и можно ли признавать такого гражданина безработным?
Ответ: Правовую базу новой социальной политики для инвалидов
заложил Закон РФ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации". Раньше инвалидом называли
человека с длительной утратой трудоспособности. Теперь - это лицо,
нуждающееся в социальной защите вследствие нарушения здоровья,
приведшего к ограничению жизнедеятельности. Вслед за законом вышло
постановление Правительства о создании государственной службы
медико-социальной экспертизы. Прежняя врачебно-трудовая
экспертиза, в основном, определяла факт инвалидности и ее тяжесть.
Новая служба должна определять потребности лиц в социальной
защите, включая реабилитацию. 13 августа 1996 г. Правительство РФ
приняло постановление "О порядке признания граждан инвалидами", а
Министерство труда и социального развития 14 декабря 1996 г.
утвердило Примерное положение об индивидуальной программе
реабилитации инвалида.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в
Российской Федерации" и ст. 25 Закона РФ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" безработным признается инвалид,
имеющий трудовую рекомендацию, заключение об условиях труда,
которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы,
зарегистрированный в органе службы занятости в целях поиска
подходящей работы и готовый приступить к ней. Для принятия решения
о признании инвалида безработным он представляет в орган службы
занятости наряду с документами, установленными Законом о
занятости, индивидуальную программу реабилитации инвалида. На
период реорганизации ВТЭКа и создания учреждений государственной
службы медико-социальной экспертизы решение о признании
безработными только инвалидов III группы может приниматься
органами службы занятости без предъявления ими индивидуальной
программы реабилитации инвалида (см. письмо Департамента ФСЗН по
Челябинской области от 20.11.96 г. N 1143).
Признать инвалида второй группы без предъявления
индивидуальной программы реабилитации безработным нельзя.
Вопрос 9: В каком размере должно назначаться пособие по
безработице гражданам, вернувшимся из мест лишения свободы и
имеющим справку о среднем заработке за последние полные 3 месяца и
оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель?
Ответ: На основании ст. ст. 98, 104, 105 Уголовно -
исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению
свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному
государственному социальному страхованию, имеют право на общих
основаниях на государственное пенсионное обеспечение, на оплату
труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о
труде. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду
засчитывается им в общий трудовой стаж. Поэтому гражданам,
вернувшимся из МЛС, в течение 12 месяцев, предшествовавших началу
безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее
26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели)
или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26
календарных недель с полным рабочим днем (неделей) и представившим
справку о среднем заработке, пособие по безработице начисляется в
процентном отношении к заработку.
Вопрос 10: Продлевает ли общий стаж справка о временной
нетрудоспособности, выданная безработному?
Ответ: Справка, установленной формы, выданная в соответствии
с п. 2.17. "Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих
временную нетрудоспособность граждан", засчитывается в общий
трудовой стаж.
В остальных случаях для подтверждения трудового стажа
безработный обязан предъявлять больничный листок.
Документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и
подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), является
листок нетрудоспособности и в отдельных случаях - справки
установленной формы, выдаваемые гражданам при заболеваниях и
травмах, на период медицинской реабилитации, при необходимости
ухода за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком -
инвалидом, на период карантина, при отпуске по беременности и
родам, при протезировании в условиях протезно-ортопедического
стационара (п. 1.1. Инструкции).
Листок нетрудоспособности выдается в том числе и гражданам,
признанным безработными и состоящим на учете в территориальных
органах службы занятости. Порядок выдачи листков
нетрудоспособности при заболеваниях и травмах опубликован в п. 2
указанной выше Инструкции, а справки выдаются в следующих случаях:
гражданам, самостоятельно обращающимся за консультативной
помощью, проходящим обследования в амбулаторно-поликлинических и
стационарных учреждениях по направлению военных комиссариатов,
следственных органов, прокуратуры и суда - в произвольной форме
(п. 2.16. Инструкции);
в случаях заболевания студентов и учащихся средних и высших
учебных заведений, для освобождения их от учебы - справка
установленной формы (п. 2.17. Инструкции).
На основании п. 2 ст. 28 Закона РФ "О занятости населения в
Российской Федерации" период временной нетрудоспособности
гражданина не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий
трудовой стаж.
Вопрос 11. Снимать ли с учета гражданина, признанного
безработным, получившего свидетельство на занятие индивидуальной
трудовой деятельностью, но фактически ею не занимавшегося, так как
не имел дохода (по данным налоговой службы)?
Ответ: В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О занятости
населения в Российской Федерации" в редакции Федерального Закона
от 20 апреля 1996 г. граждане, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, считаются занятыми.
Статья 23 Гражданского Кодекса РФ определяет, что гражданин
вправе заниматься предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица с момента государственной
регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно, граждан, зарегистрированных в качестве
индивидуальных предпринимателей в уполномоченных органах в
установленном Законом порядке, следует считать занятыми с даты
регистрации предпринимательской деятельностью (с даты получения
свидетельства о государственной регистрации в качестве
предпринимателя без образования юридического лица), и не
занятыми - с даты прекращения (аннулирования свидетельства о
государственной регистрации) предпринимательской деятельности,
либо с момента признания индивидуального предпринимателя
несостоятельным (банкротом).
Документами, подтверждающими стаж работы гражданина в качестве
предпринимателя, являются:
- справка соответствующих органов гос. регистрации о периоде,
в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве
предпринимателя без образования юридического лица;
- справка налоговой инспекции о получении за этот период
трудового дохода.
Таким образом, гражданин, имеющий свидетельство о регистрации
его в качестве предпринимателя без образования юридического лица,
независимо от того, получает он трудовой доход или нет, фактически
занимается предпринимательской деятельностью или нет - юридически
является индивидуальным предпринимателем, а следовательно -
занятым (на основании ст. 2 закона о занятости).
При признании гражданина занятым по основаниям,
предусмотренным в статье 2 Закона о занятости, выплата пособия по
безработице прекращается согласно ст. 35 данного закона с
одновременным снятием с учета в качестве безработного.
Вопрос 12: Гражданин обратился в службу занятости 7 мая. На
эту дату у него было 26 календарных недель оплачиваемой работы. На
момент издания приказа о признании его безработным у него не будет
26 календарных недель. В каком размере ему должно быть назначено
пособие по безработице?
Ответ: Правительство РФ 22 апреля 1997 г. за N 458 приняло
постановление "Об утверждении порядка регистрации безработных
граждан". В соответствии с названным постановлением регистрация
безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости
по месту жительства в следующей последовательности:
- первичная регистрация безработных граждан;
- регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей
работы;
- регистрация граждан в качестве безработных граждан.
Безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска
подходящей работы, в установленный день для регистрации их в
качестве безработных предъявляют необходимые документы,
предусмотренные п. 14 Порядка регистрации.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в
Российской Федерации" регистрация гражданина в качестве
безработного осуществляется на основании решения органа службы
занятости не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в
целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в
качестве безработного является дата принятия органами по вопросам
занятости решения о признании его безработным.
В случае признания данного гражданина безработным пособие ему
будет назначено в минимальном размере.
Вопрос 13: Каков порядок выплат, льгот и компенсаций
гражданам, подвергшимся воздействию радиации и состоящим на учете
в службе занятости в качестве безработных?
Ответ: В соответствии со статьями 29 и 30 Закона РФ "О
занятости населения в Российской Федерации", а также
Постановлением Главы администрации Челябинской области "О порядке
предоставления компенсаций и льгот гражданам, подвергшимся
воздействию радиации, и Положения "О порядке финансирования, учета
и отчетности расходов, осуществляемых за счет средств федерального
бюджета, выделяемых на мероприятия по социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации", компенсации, льготы и денежные
пособия гражданам, постоянно проживающим на территории Челябинской
области, предоставляются из федерального бюджета на основании
законодательства РФ и являются строго целевыми.
Выплату предусмотренных законодательством пособий и
компенсаций безработным гражданам, подвергшимся воздействию
радиации, при наличии у них удостоверения установленного образца
производят органы службы занятости по месту их регистрации по
предварительной заявке управления службы занятости за счет
федерального бюджета или путем выставления счета казначейству о
произведенных выплатах и суммах предоставленных льгот.
Вопрос 14: Гражданин кроме основной работы на другом
предприятии имеет работу по совместительству. Кто вносит в
трудовую книжку запись о такой работе и как в этом случае
производить расчет пособия по безработице?
Ответ: В соответствии с Положением об условиях работы по
совместительству, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР,
Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС 9 марта 1989 г.,
совместительством признается выполнение работы помимо своей
основной другой регулярной оплачиваемой работы на условиях
трудового договора в свободное от основной работы время. Для
работы по совместительству согласие администрации и профсоюзного
комитета по основному месту работы не требуется. Продолжительность
работы по совместительству не может превышать 4-х часов в день или
полного рабочего дня в выходной день. Работа по совместительству
разрешается работникам только на одном предприятии - по месту
основной работы или на другом предприятии.
Оплата труда совместителей производится за фактически
выполненную работу. При установлении совместителям с повременной
оплатой труда нормированных заданий на основе технически
обоснованных норм оплата производится по конечным результатам за
фактически выполненный объем работы. Запись в трудовую книжку о
работе по совместительству производится по желанию работника
администрацией по месту основной работы.
Для граждан, уволенных с постоянного места работы и с работы
по совместительству и признанных в установленном порядке
безработными, при исчислении среднего заработка для определения
размера пособия по безработице (стипендии) учитывается оплата и за
работу по совместительству, как относящаяся к выплатам, носящим
постоянный характер, на которые начисляются страховые взносы.
Вопрос 15: Безработный проживает в отдаленной от районного
центра местности. Стоимость билета на общественном транспорте в
оба конца 25 тыс. рублей. "Колхозный автобус", на котором можно
было бы бесплатно приехать на перерегистрацию, в райцентре бывает
еженедельно, но по своему расписанию. При таких обстоятельствах
можно ли проходить перерегистрацию не в дни, указанные Управлением
службы занятости, а в другое время, с гибкой датой посещения в 3-5
дней?
Ответ: В соответствии с действующим законодательством о
занятости населения в Российской Федерации Управление службы
занятости обязано обеспечить перерегистрацию безработных граждан
не реже двух раз в месяц.
Сроки перерегистрации граждан Управление устанавливает
самостоятельно. Считаем возможным временно, в связи с возникшими
трудностями, проводить перерегистрацию безработных, проживающих в
отдаленных от районного центра местностях, один раз в Управлении
ФСЗН, а второй раз - поселковой, сельской администрации, органах
управления организаций, действующих в местах проживания
безработных (их кадровых служб), силами работников этих органов.
При необходимости рекомендуем по согласованию с
координационным комитетом содействия занятости населения
обратиться к главе администрации района с предложением о принятии
соответствующего постановления.
При положительном решении данного вопроса необходимо
организовать обучение вышеназванных работников основам
законодательства о занятости населения, обеспечить их нормативными
и методическими материалами и в целом организовать их работу.
Вопрос 16: Размер пособия по безработице зависит от того, имел
ли гражданин в течение 12 месяцев, предшествовавших началу
безработицы, оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на
условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного
рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с
полным рабочим днем (неделей). Какой документ должен предъявить
безработный для подтверждения своего стажа работы и получения
пособия по безработице в процентном отношении от заработка?
Ответ: Основным документом, подтверждающим стаж работы,
является трудовая книжка. Граждане, работающие на условиях
неполного рабочего времени, имеют трудовые права наравне с лицами,
которые трудятся полное рабочее время: им полагается полный
ежегодный отпуск, время работы засчитывается в трудовой стаж как
полное рабочее время; в трудовых книжках факт работы с неполным
рабочим временем не фиксируется; предоставляются другие льготные
условия, предусмотренные статьей 49 КЗоТ РФ.
Факт работы с неполным рабочим временем можно обнаружить лишь
исследуя справку о среднем заработке, так как при таком режиме
рабочего времени оплата труда производится пропорционально
отработанному времени.
Вопрос 17: Считаются ли иждивенцами инвалиды детства,
получающие пенсию по инвалидности?
Ответ: В соответствии со статьей 36 Закона РФ "О занятости
населения в Российской Федерации" к лицам, находящимся на
содержании безработного, относятся граждане, не достигшие 18 лет
(учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного
гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и
состоящие с ним в родстве.
Однако лица, получающие пенсии, пособия по безработице,
стипендии, не относятся к "иждивенцам". Следовательно, ребенок,
получающий социальную пенсию, как инвалид с детства, не может быть
признан "иждивенцем".
Вопрос 18: Как определяется непрерывный трудовой стаж и в
каких случаях он имеет значение?
Ответ: Трудовой стаж - это продолжительность трудовой и иной
общественно-полезной деятельности, исчисляемый в установленном
порядке. Наибольшее значение трудовой стаж имеет при назначении
пенсий и пособий.
Различают трудовой стаж - общий, специальный и непрерывный.
Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и
иной деятельности, независимо от имеющихся перерывов. С учетом
этого стажа назначаются:
- пособие по безработице;
- пенсии по старости;
- инвалидности вследствие общего заболевания;
- по случаю потери кормильца.
Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность
трудовой или иной деятельности, выделенная из общего стажа в связи
с условиями труда. Специальный стаж работы имеет значение для
назначения пенсии за выслугу лет и льготного пенсионного
обеспечения.
Непрерывный трудовой стаж - продолжительность работы на
одном предприятии, в учреждении без перерыва или на различных
предприятиях, если при переходе с одного предприятия на другое
непрерывность стажа сохранялась в установленном порядке. Этот вид
трудового стажа имеет значение для определения размера пособия по
временной нетрудоспособности.
Порядок исчисления стажа для выплаты пособия по
государственному социальному страхованию регулируется "Правилами
исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при
назначении пособий по государственному социальному страхованию",
утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля
1973 г. N 252 с изменениями и дополнениями.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона РФ "О занятости населения
в Российской Федерации" время, в течение которого гражданин в
установленном законом порядке получал пособие по безработице,
стипендию, и др. периоды, перечисленные в данном пункте, не
прерывают трудового стажа и засчитываются в общий трудовой стаж.
Вопрос 19. Женщина состоит на учете в управлении ФСЗН в
качестве безработной, через месяц должна пойти в дородовой отпуск.
Кто будет оплачивать ей больничный листок?
Ответ: В соответствии с Инструкцией "О порядке выдачи
документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан"
от 19.10.94 г., листок нетрудоспособности выдается различным
категориям граждан, в том числе, признанным безработными и
состоящими на учете в территориальных органах службы занятости.
Раздел 8 указанной Инструкции, а также ст. 165 КЗоТ РФ регулируют
порядок выдачи листка нетрудоспособности по беременности и родам.
В пункте 1.1. Инструкции отмечено, что назначение и выплата
пособия по временной нетрудоспособности производится в
соответствии с действующим законодательством, в частности -
Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному
социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума
ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. с последующими изменениями и
дополнениями. Таким образом, сохранен прежний порядок оплаты
больничных листков.
В соответствии с п. 4 Положения от 12 ноября 1984 г.
исполнительные органы Фонда социального страхования могут
разрешить выплату пособий рабочим и служащим, у которых отпуск по
беременности и родам или временная нетрудоспособность, длящаяся
свыше одного месяца, наступили в течение месячного срока после
увольнения с работы по уважительным причинам. В данном случае
отпуск по беременности и родам оплатят в размере 100 % их
заработка на предприятии по последнему месту работы.
Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с
ликвидацией предприятия, в течение 12 месяцев, предшествовавших
дню признания их безработными - в размере минимальной оплаты труда
производит служба социальной защиты в соответствии с Федеральным
законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от
19 мая 1995 г. за счет средств социального страхования.
Женщинам - безработным, уволенным по другим основаниям,
оплату пособия по беременности и родам никто не производит. В
данном случае, при предъявлении женщиной больничного листка по
беременности и родам с даты его начала и до окончания (140, 156
или 180 календарных дней) приостанавливается работа по ее
трудоустройству и выплата пособия по безработице. После окончания
такого отпуска, если женщина готова приступить к работе, ей
возобновляется выплата пособия по безработице и работа по
трудоустройству.
|