ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 28 октября 1997 г. N 16/2
О ПОЛОЖЕНИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ
(в ред. Решения Челябинской городской Думы
от 21.12.2000 N 65/5)
На основании Закона Российской Федерации от 14.07.92 N 3295-1
"Об основах градостроительства в Российской Федерации", Закона
РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды",
статьи 15 Федерального Закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", Устава города Челябинска, Челябинская городская Дума
РЕШАЕТ:
1. Утвердить Положение о защите прав граждан при реализации
градостроительных решений в городе Челябинске.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на
заместителя главы города по градостроительству А.Н. Исупова и
председателя комиссии Челябинской городской Думы В.А. Тупикина.
3. Решение вступает в силу с момента официального
опубликования.
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Утверждено
решением
Челябинской городской Думы
от 28 октября 1997 г. N 16/2
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ
(в ред. Решения Челябинской городской Думы
от 21.12.2000 N 65/5)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение принимается на основании Закона
Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3295-1 "Об основах
градостроительства в Российской Федерации", Закона РСФСР от 19
декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды",
Устава города Челябинска, решений Челябинской городской Думы от 11
марта 1997 года N 4/1 "О структуре органов местного самоуправления
города Челябинска" и от 19 июня 1997 года N 10/2 "О временном
положении о территориальном общественном самоуправлении в городе
Челябинске", постановления главы города от 1 сентября 1997 года
N 1132-п "Об отделе территориального общественного самоуправления"
и устанавливает формы защиты прав граждан и иных субъектов при
реализации градостроительных решений в городе Челябинске (далее
градостроительные решения).
1.2. Настоящее Положение устанавливает права и обязанности
физических и юридических лиц, главы города, городской Думы и (или)
должностных лиц администрации города при согласовании их законных
интересов в процессе подготовки и принятия нормативных правовых
актов, обеспечивающих реализацию градостроительных решений,
регламентирует порядок информирования граждан о возможной
реализации градостроительных проектов.
2. Об участии граждан в процессе
подготовки градостроительных решений
2.1. Граждане, проживающие в городе Челябинске и достигшие
18-летнего возраста, имеют право участвовать в процессе разработки
предложений и подготовки проектов градостроительных решений до
принятия администрацией города правового акта о реализации
конкретного архитектурно - строительного проекта.
2.2. При реализации градостроительных решений граждане имеют
право:
2.2.1. На получение от администрации города и администраций
районов Челябинска достоверной информации о конкретных
градостроительных решениях по строительству, реконструкции,
комплексному благоустройству территории в порядке, установленном
законодательством.
2.2.2. На участие в проведении независимой экспертизы
градостроительных проектов за счет собственных средств.
2.2.3. На участие в обсуждении градостроительных планов и
проектов развития территории до их утверждения соответствующими
должностными лицами.
2.3. В качестве приоритетных задач (градостроительных
приоритетов) развития территории устанавливаются:
2.3.1. Реконструкция объектов жилого фонда.
2.3.2. Строительство школ, детских садов, поликлиник,
спортивных сооружений и других объектов социальной инфраструктуры.
2.3.3. Развитие торговой сети, строительство предприятий
бытового обслуживания и общественного питания.
2.3.4. Строительство жилых домов, в том числе социального
использования, гостиниц, мотелей.
2.3.5. Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в
том числе тепловых узлов, телефонных станций, многоэтажных и
подземных автостоянок и гаражей, устройство транспортных развязок.
2.3.6. Строительство театров, кинотеатров, клубов и других
учреждений культуры.
2.3.7. Реконструкция и реставрация памятников истории и
культуры, восстановление церквей и молельных домов.
2.3.8. Комплексное благоустройство территории.
2.3.9. Вывод с территории экологически вредных предприятий и
производств.
2.3.10. Расчистка завалов и пустырей, ликвидация свалок.
2.3.11. Вывод с селитебных территорий складских помещений и
оптовых торговых предприятий.
2.3.12. Снос плоскостных гаражей, гаражей - ракушек и
предоставление лицам, обладающим такими гаражами на законных
основаниях, льгот по приобретению мест в многоэтажных гаражах.
2.3.13. Снос сараев, временных и капитальных хозяйственных
построек, вывод автостоянок из дворов жилых домов, скверов,
детских площадок и иных земельных участков.
2.3.14. Комплексный подход к реконструкции фасадов зданий и
сооружений.
2.3.15. Использование в законных интересах граждан
внутридворовых проездов, тротуаров, скверов и газонов.
2.3.16. Иные приоритетные задачи, установленные и утвержденные
в градостроительной документации.
С учетом мнения населения по месту жительства и на уровне
района, при наличии (отсутствии) противоречий с городскими
градостроительными программами и планами городская Дума или глава
города Челябинска принимают решение о сохранении или изменении
приоритета архитектурно - строительного проекта или
градостроительной программы, разработанной управлением
градостроительства администрации города.
2.4. Граждане в случае совершения противозаконных действий в
процессе реализации градостроительных решений несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2.5. Должностные лица администрации города обязаны:
2.5.1. До принятия правовых актов о реализации
градостроительного проекта проинформировать граждан, проживающих в
границах территорий, соответствующих градостроительному приоритету
градостроительного проекта, о предполагаемой реализации такого
проекта;
2.5.2. Обеспечить возможность обсуждения градостроительного
проекта в органах территориального общественного самоуправления и
принятия ими соответствующего заключения.
3. О защите прав граждан при реализации
градостроительных решений в органах
управления районов города Челябинска
3.1. Граждане, проживающие на территории районов города
Челябинска, осуществляют свои права, в том числе относящиеся к
подготовке и принятию градостроительных решений, через своих
полномочных представителей в кометах территориального
общественного самоуправления.
На уровне района права и законные интересы жителей в части
подготовки и принятия решений по вопросам строительства и
использования недвижимости реализуют и должны защищать
муниципальные советы районов, в том числе путем принятия решений,
согласования в установленном порядке градостроительной
документации, подачи предложений и замечаний в органы
администрации города Челябинска, организации проведения опроса, а
также с помощью иных в законном порядке установленных полномочий.
3.2. Муниципальный совет района и районная администрация
обладают следующими полномочиями в области регулирования отношений
при подготовке и реализации градостроительных проектов на уровне
районов города Челябинска:
3.2.1. На рассмотрение градостроительных проектов
строительства и реконструкции объектов, иной градостроительной
документации, предоставляемой по их запросам органами
администрации города Челябинска или субъектами градостроительной и
инвестиционной деятельности на территории района, для выработки
предложений и соответствующих заключений;
3.2.2. На передачу для обязательного рассмотрения в органы
администрации города Челябинска предложений по реализации
градостроительных решений и регулированию использования
недвижимости в целях улучшения экологического состояния среды
обитания, обеспечения бытовых, социально - культурных и иных
условий проживания граждан;
3.2.3. На внесение в органы администрации города Челябинска
конкретных предложений по строительству жилых домов, школ,
дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, спортивных сооружений,
автостоянок, гаражей и иных социально значимых объектов;
3.2.4. На получение информации от местных комитетов
территориального общественного самоуправления по всем вопросам,
относящимся к защите прав и согласованию законных интересов
граждан по месту жительства;
3.2.5. На рассмотрение коллективных жалоб граждан, заключений
комитетов территориального общественного самоуправления по поводу
готовящихся или реализуемых градостроительных проектов,
расположенных на территории соответствующего района;
3.2.6. На создание согласительных комиссий по рассмотрению
коллективных жалоб граждан, а также заключений комитетов
территориального общественного самоуправления по поводу
готовящегося градостроительного проекта;
3.2.7. На рассмотрение программы (плана) социально -
экономического развития и застройки территории района, схемы
зонирования территории района или микрорайона.
3.3. Общий порядок рассмотрения вопросов и принятия
градостроительных решений в районах города Челябинска определяется
действующим законодательством Российской Федерации и Челябинской
области, Уставом города Челябинска, нормативными правовыми актами
органов городского самоуправления.
4. О защите прав граждан при реализации
градостроительных решений
в органах городского самоуправления
4.1. Граждане, проживающие в городе Челябинске, осуществляют
свои права по реализации градостроительных решений через своих
полномочных представителей - главу города Челябинска, заместителя
главы города Челябинска по градостроительству, депутатов
Челябинской городской Думы, комитеты территориального
общественного самоуправления.
В городе Челябинске реализацию градостроительных решений
осуществляет городская Дума и администрация города путем выпуска
нормативных правовых актов, заключения инвестиционных контрактов и
иных гражданско - правовых договоров с физическими и юридическими
лицами, выдачи государственных актов, утверждения
градостроительной документации, принятия обращений в органы
государственной власти Челябинской области, выхода с
законодательной инициативой, а также используя иные законным
порядком установленные полномочия.
4.2. При осуществлении градостроительных решений должностные
лица реализуют в полном объеме права и обязанности городского
самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
действующим законодательством Российской Федерации и Челябинской
области, нормативными правовыми актами органов городского
самоуправления.
5. Защита прав юридических и физических лиц,
участвующих в реализации
архитектурно - строительных проектов
5.1. Юридические и физические лица, участвующие в реализации
архитектурно - строительных проектов в соответствии с утвержденной
в установленном порядке градостроительной (проектно -
разрешительной) документацией, имеют право на защиту своих прав и
интересов, вытекающих из закона или договора.
Такая защита обеспечивается либо в судебном порядке в
соответствии с действующим законодательством, либо в досудебном
порядке должностными лицами городской администрации в соответствии
с их компетенцией.
6. Порядок согласования интересов граждан,
районных и городских интересов
при реализации градостроительных решений
6.1. Необходимость согласования интересов граждан, районных и
городских интересов возникает при инициации, разработке и
реализации градостроительных проектов и планируемых изменений
условий использования недвижимости, а также при возникновении или
угрозе связанных с этим социальных конфликтов по месту жительства
граждан. Целью процесса согласования является выявление общих
социально значимых приоритетов и обеспечение механизмов их
последующей реализации.
6.2. Инициаторами процесса согласования могут выступить:
6.2.1. Глава города Челябинска;
6.2.2. Челябинская городская Дума;
6.2.3. Муниципальный совет района;
6.2.4. Глава районной администрации;
6.2.5. Комитеты территориального общественного самоуправления;
6.2.6. Граждане по месту жительства в порядке народной
правотворческой инициативы;
6.2.7. Инвестор или строитель, реализующий конкретный
градостроительный проект.
6.3. Инвестор (строитель) до оформления документов на
проектирование и строительство обязан проинформировать комитет
территориального общественного самоуправления путем предоставления
проекта постановления на проектирование (строительство) с
необходимыми приложениями.
Комитет территориального общественного самоуправления (КТОС) в
течение 3 дней доводит представленную информацию застройщика
(инициатора строительства или реконструкции) до жителей домов,
примыкающих к площади, намеченной для строительства или
реконструкции, и в течение последующих 3 дней собирает и
анализирует мнение граждан о реализации проекта. Для ознакомления
жителей могут использоваться обходы квартир или домов (опрос
населения), размещение плакатов и листовок.
(Абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000
N 65/5)
Для определения перечня домов, жители которых будут
проинформированы, и подготовки необходимых материалов по
осуществлению данной работы КТОС вправе привлечь инициатора
(застройщика).
(Абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000
N 65/5)
В течение 14 дней с момента поступления обращения инициатора
строительства КТОС рассматривает представленные материалы и мнения
жителей и дает письменное заключение по предлагаемой инициативе
застройщика (инициатора строительства или реконструкции) с учетом
полученных мнений жителей.
(Абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000
N 65/5)
Заключение КТОС принимается коллегиально простым большинством
голосов и может выражаться в виде:
- визирования проекта постановления председателем КТОС;
- визирования проекта постановления с приложением особого
мнения или протокола заседания комитета;
- протокола собрания (встречи) КТОС с участием жителей домов,
интересы которых, по мнению комитета, будут затронуты
застройщиком, содержащего аргументированное возражение против
инициативы застройщика.
(Абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000
N 65/5)
В особом мнении Комитетом территориального общественного
самоуправления могут указываться дополнительные условия по
обустройству осваиваемой территории или реконструируемых объектов,
требования проведения общественной экспертизы проекта до начала
его реализации и другие требования.
(Абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000
N 65/5)
После визирования председателем КТОС проекта постановления
Комитет территориального общественного самоуправления совместно с
инициатором (застройщиком) продолжает, в случае необходимости,
работу по информированию жителей о намечаемом проекте или ходе
проектирования и строительства, а также работу с обращениями
граждан.
(Абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000
N 65/5)
6.4. При получении петиционного листа от граждан, инициативы
инвестора или строителя, заключения комитета территориального
общественного самоуправления глава районной администрации
направляет полученные предложения на рассмотрение в муниципальный
совет района. В случае принятия муниципальным советом района
решения об инициации процесса согласования глава районной
администрации письмом оповещает комитет территориального
общественного самоуправления об установлении границы территории
согласования интересов в соответствии с градостроительным
приоритетом проекта, конкретные формы и сроки согласования.
При получении главой районной администрации решения
муниципального совета района или постановления (распоряжения)
органа администрации города Челябинска процесс согласования
инициируется и проводится в обязательном порядке в 3-х месячный
срок со дня получения такого решения (распоряжения,
постановления).
6.5. Выявление интересов и приоритетов граждан в пределах
границ не менее чем одного квартала (микрорайона) проводится в
соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми
актами Челябинской области, Челябинской городской Думы,
постановлениями главы города и решениями районной администрации.
Основными методами выявления интересов жителей являются:
6.5.1. проведение собраний (сходов);
6.5.2.проведение конференций;
6.5.3. получение заключений от комитета территориального
общественного самоуправления;
6.5.4. опрос на территории не менее чем одного микрорайона.
6.6. После подведения итогов согласования муниципальный совет
района рассматривает результаты выявления интересов и приоритетов
граждан по месту жительства, вырабатывает предложения и программы
(планы) социально - экономического развития и застройки
микрорайона (территории) и схемы зонирования территории.
6.7. Результат выявления интересов граждан по месту
жительства, решение муниципального совета района, а в случае
несогласия с этим решением особое мнение районной администрации
направляются в соответствующие органы администрации города
Челябинска.
6.8. Глава города Челябинска принимает окончательное решение
по реализации проекта в зависимости от градостроительных
приоритетов города.
7. Механизмы реализации и защиты приоритетных
направлений развития территории
при осуществлении градостроительной деятельности
7.1. Для стимулирования защиты приоритетных направлений и
конкретных проектов по развитию территории при осуществлении
градостроительной деятельности органы городского самоуправления в
установленном порядке используют следующие механизмы:
7.1.1. Предоставление в установленном порядке налоговых льгот
или налогового кредита инвесторам, заказчикам и (или) подрядчикам
при производстве строительных работ;
7.1.2. Частичное и полное освобождение социально значимых
предприятий, организаций от арендной платы за землю и нежилые
помещения, за использование городской инфраструктуры, также от
иных платежей;
7.1.3. Предоставление льготного кредитования физическим и
юридическим лицам уполномоченными банками под гарантии органов
управления района или администрации города Челябинска;
7.1.4. Обеспечение внеочередного приема, рассмотрения и
согласования градостроительной и иной документации в органах
администрации города Челябинска;
7.1.5. Иные механизмы поддержки со стороны органов городского
самоуправления.
7.2. При реализации приоритетных задач в целях пресечения
противоречащего установленным градостроительным приоритетам
использования объектов недвижимости, экологически и социально
вредной деятельности физических и юридических лиц на территории
города администрация города Челябинска использует в отношении
нарушителей:
7.2.1. Отказ в перезаключении договоров аренды или иных
договоров владения, пользования и распоряжения земельными
участками на новые сроки, применение повышенных ставок арендной
платы за землю и иную недвижимость, применение повышенных ставок
платежей за использование объектов городской инфраструктуры;
7.2.2. Применение штрафных санкций в соответствии с
действующим законодательством;
7.2.4. Предъявление требований в судебном порядке о возмещении
материального ущерба и морального вреда, причиненного физическими
и юридическими лицами путем ущемления законных интересов граждан
(при нарушении экологической безопасности, самовольном
строительстве и самозахвате земель, чинении препятствий
предприятиям и организациям при проведении приоритетной
градостроительной деятельности, иных противоправных действиях);
7.2.5. Обращение в суд о пресечении любой деятельности,
причиняющей материальный ущерб законным интересам граждан по месту
жительства;
7.2.6. Иные законные способы воздействия.
7.3. Физические и юридические лица, чья деятельность признана
несовместимой с приоритетными задачами развития территории, должны
быть заблаговременно, не позднее чем за три месяца предупреждены о
возможном применении к ним установленных санкций путем направления
им предписания соответствующими органами местного самоуправления.
7.4. При невозможности для граждан, проживающих на территории,
без значительного для себя материального или морального ущерба в
течение трех месяцев с момента получения предписания прекратить
пользование земельными участками и вывезти с территории
принадлежащие им гаражи, временные сооружения для стоянки
автомашин, художественные или иные мастерские, торговые павильоны
и иные самовольно построенные объекты районная администрация может
предоставить им отсрочку в пределах до трех месяцев.
7.5. При предоставлении гражданам такой отсрочки учитываются
их согласие и готовность принять меры к прекращению не
соответствующей приоритетам, экологически и социально вредной
деятельности на территории. Среди таких мер могут быть: вступление
в гаражно - строительный кооператив, долевое участие в
строительстве многоэтажных и подземных гаражей, стоянок,
художественных мастерских, коллективная организация работ по
ремонту и переоформлению фасадов зданий, оформление прав
пользования земельными участками для осуществления своей
деятельности на другой территории, где она допустима, а также иные
документально подтвержденные действия и намерения.
7.6. В ходе реализации приоритетных задач по месту жительства
администрации районов или города Челябинска обязаны до начала
вывода сооружений (гаражей и др.) предоставить всем получившим
предписание владельцам право приоритетного приобретения или
принятия долевого участия в централизованном строительстве
сооружения того же назначения на территории района или в ближайших
районах (территориях) города Челябинска.
Секретарь
Челябинской городской Думы
В.А.КРЮКОВ
|