АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМИТЕТ ПО ПОЛИТИКЕ ЦЕН
ПИСЬМО
от 22 октября 1997 г. N 708/02-03
Направляем для сведения анализ по уровню цен на продукцию
топливно-энергетического комплекса, принимаемых при проведении
взаимозачетов с областным бюджетом в 1 полугодии 1997 года.
Председатель
комитета по политике
цен администрации
Челябинской области
М.А.ЛУШНИКОВ
АНАЛИЗ
УРОВНЯ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА (ТЭК), ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ВЗАИМОЗАЧЕТОВ С ОБЛАСТНЫМ БЮДЖЕТОМ
Комитетом по политике цен проведен анализ уровня цен на
продукцию, применяемых при проведении взаимозачетов с областным
бюджетом.
Контроль за правильностью установления цен на продукцию
предприятий, имеющих задолженности по платежам в бюджет,
осуществляется комитетом по политике цен с января 1997 года в
соответствии с Постановлением Главы администрации области от
29.01.97. г. N 102. За 1 полугодие 1997 года рассмотрено 106
материалов, представленных в комитет по политике цен для
согласования цен при проведении расчетов погашения задолженности в
бюджет натуральным покрытием.
Взаимозачеты по платежам в бюджет за указанный период
предприятиями проводились путем поставок и приобретения следующей
продукции ТЭК:
1) электроэнергия;
2) теплоэнергия;
3) природный газ;
4) горюче-смазочные материалы;
5) твердое топливо.
За 1996 год убытки вследствие ценовой разницы только по
АО "Челябэнерго" составили 360 млн. руб. Это неизбежно приводит к
росту издержек предприятий и к необоснованному росту тарифов для
потребителей области.
Всего взаимозачеты по потребляемой электрической энергии
проведены с 20 предприятиями на сумму 4774,98 млн. руб.
Практически все предприятия, поставляющие эл. энергию, применяют
для расчетов тарифы, установленные региональной энергетической
комиссией. Из общего количества предприятий, лишь одно -
Златоустовские муниципальные электрические сети при проведении
взаимозачетов с УП "Челябинсктранссигнал" завысили тариф на
эл. энергию на 20 % по сравнению с утвержденными. Представленные
тарифы комитетом по политике цен согласованы не были и возвращены
на переоформление в соответствии с действующими тарифами.
По тепловой энергии взаимозачеты проведены с 11 предприятиями
по тарифам, утвержденным энергетической комиссией. Всего
взаимозачеты проведены на сумму 2677,82 млн. руб.
АО "Челябинскуголь" провели взаимозачеты с 7 предприятиями на
сумму 1366681 тыс. руб. по ценам, согласованным и действующим с
1 февраля 1996 года. Дважды взаимозачеты по углю с финансовым
управлением области провело гидро-геологическое предприятие по
цене 379 тыс. руб. Цена угля согласована на уровне установленной
администрацией. Наценка к оптовой цене составляет 94,6 руб. или
51 % к цене угля, в которую входят ж. д. тариф и
погрузо-разгрузочные работы.
Пять взаимозачетов по углю с гор(рай) администрациями
проведены АО "Челябинскоблтоппром". Наценка топливоснабжающих
организаций за реализацию угля составляет 50 % к цене Челябинского
угля и 250 % к цене Черногорского угля, который в два раза дешевле
Челябинского. Такая надбавка получается из-за высокого ж. д.
тарифа, который составляет 59 % к структуре надбавки и 151 % к
отпускной цене угля. Отпускная цена угля Черногорского с учетом
снабженческо-сбытовой надбавки на 39,5 тыс. выше отпускной цены
угля Челябинского. Эта разница в ценах образуется за счет разной
суммы прибыли, заложенной в снабженческо-сбытовой надбавке
АО "Челябинскоблтоппром" (50 % рентабельности к собственным
расходам - сумма 29792 руб. при реализации Челябинского угля и 40
% рентабельности к собственным расходам - сумма 69257 руб.) при
реализации Черногорского угля. Стоимость одной тонны Черногорского
угля составляет 403160 руб. за тонну и 359566 руб. за тонну
Челябинского угля с НДС. По нашему мнению, сумма прибыли в
снабженческо-сбытовой надбавке топливоснабжающих организаций
должна быть одинаковая при реализации любой продукции, а цена -
единой при проведении зачета погашения задолженности перед
бюджетом.
В рассматриваемом периоде три взаимозачета были проведены в
порядке расчетов за полученный природный газ по ценам,
устанавливаемым Правительством с пересчетом на фактическую
калорийность на общую сумму 452 млн. руб.
Наибольшее количество взаимозачетов проведены за приобретенные
горюче-смазочные материалы. По 54 договорам взаимозачеты проведены
на сумму 11532410 тыс. руб. Взаимозачеты проводятся по ценам,
указанным в протоколах согласования цен, спецификациях или
счетах - фактурах.
Анализ показал, что в основном ГСМ реализуются предприятиям и
организациям в счет погашения задолженностей перед бюджетом по
ценам, сложившимся на рынке. По ценам ниже рыночных провели
взаимозачеты АО "Автоколонна - 1218" на 15 %, ЗАО "Аско -
стройинвест" - дизельное топливо на 42 %, бензин - на 15 %, АТП
N 1531 - дизельное топливо на 15 %, Челябинский
электрометаллургический комбинат - на 20 %, ТОО "Мазис" - на 25 %.
Почти все взаимозачеты между организациями и управлением сельского
хозяйства по приобретенным ГСМ проведены по ценам ниже рыночных:
"Автотранс" - на 7 %, АООТ "Челябинский трубопрокатный завод" - на
15 %, ООО "Промышленная строительная компания" - на 6 %,
ООО "Челябоблснабсбыт" - на 9 %. Но есть и такие организации,
которые покрытие задолженностей управления сельского хозяйства
производят по завышенным ценам. Так, Тамерланская нефтебаза
завысила цены на бензин на 22 %, на дизельное топливо - на 8 %,
Южноуральская железная дорога дизельное топливо - на 20 %,
МП "Миасское арендное пассажирское АТП" - на 19 %,
АООТ "Еманжелинский ремонтный завод - на 23 %, АООТ
"Магнитогорский калибровочный завод - на 20 %. Эти предприятия
предупреждены о завышении цен при проведении взаимозачетов в
дальнейшем.
Таким образом, проведенный анализ показал, что возложенный на
комитет по политике цен контроль за ценообразованием на продукцию,
проводимую по взаимозачетам, дает положительные результаты.
Во-первых, не допускается завышение цен на продукцию, проводимую
по взаимозачетам, покрывает задолженности бюджета по
финансированию какой-либо организации, проводит расчеты с
бюджетными и внебюджетными фондами на сумму, реально отражающую
рыночную оценку продукции. Во-вторых, снижает рост издержек
предприятий и, как следствие, рост тарифов для потребителей.
Тем не менее цены на продукцию, реализуемую через посредников
или снабженческо-сбытовые организации, в значительной степени
увеличиваются из-за применения высокое наценки, размер которой
одинаков для всех потребителей. На продукцию, проводимую по
взаимозачетам, должна применяться минимальная наценка, контроль за
которой должен быть возложен на комитет по политике цен.
Председатель
комитета по политике
цен администрации
Челябинской области
М.А.ЛУШНИКОВ
|