25 ноября 1996 года N 38-ОЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ,
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ
И КУРОРТАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Закона Челябинской области от 05.07.99 N 79-ЗО)
ПРИНЯТ
постановлением
Челябинской областной Думы
от 19 сентября 1996 г. N 526
Настоящий Закон области регулирует отношения в сфере изучения,
использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории
Челябинской области и основывается на положениях Конституции
Российской Федерации, Федеральных законов "Об особо охраняемых
природных территориях", "О природных лечебных ресурсах, лечебно -
оздоровительных местностях и курортах", иных нормативных правовых
актах Российской Федерации.
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности
предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к особо
охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои
особенности в использовании и защите.
Отношения, связанные с использованием и охраной природных
ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным,
водным, лесным и иным законодательством Российской Федерации о
природных ресурсах.
Статья 1. Курортный фонд области
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности
и курорты составляют курортный фонд области, входящий в состав
курортного фонда Российской Федерации.
В состав курортного фонда области включаются все выявленные и
учтенные природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные
местности и курорты, находящиеся на территории области.
Статья 2. Природные лечебные ресурсы области
Минеральные воды, лечебные грязи, сапропели и рапа соленых
озер, лечебный климат, акватории озер, другие природные условия,
используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации
отдыха, являются природными лечебными ресурсами.
Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются
на основании научных исследований, многолетней практики в порядке,
предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Статья 3. Право собственности на природные лечебные ресурсы
Природные лечебные ресурсы, находящиеся в ведении области,
являются государственной собственностью.
Они могут принадлежать на праве собственности Российской
Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве
собственности Челябинской области как субъекту Российской
Федерации.
Вопросы владения, пользования и распоряжения природными
лечебными ресурсами области от имени Российской Федерации и
области осуществляют органы государственной власти области в
пределах их полномочий, установленных законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом
области, настоящим Законом.
Статья 4. Полномочия законодательного (представительного)
органа государственной власти области
Законодательный (представительный) орган области:
а) определяет основные направления государственной политики
области в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
б) устанавливает нормы и правила пользования природными
лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и
курортами путем принятия законов и иных нормативных актов;
в) устанавливает порядок ведения государственного учета
курортного фонда области и государственного реестра лечебно -
оздоровительных местностей и курортов области и местного значения;
г) устанавливает налоговые, визовые, таможенные,
инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие
курортов;
д) устанавливает порядок осуществления международного
сотрудничества в сфере изучения и использования природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
е) утверждает областную программу сохранения и развития
курортов области и местного значения;
ж) утверждает положения о целевом фонде сохранения и развития
санаторно-курортного дела;
з) обеспечивает контроль за владением, пользованием и
распоряжением природными лечебными ресурсами администрацией
области;
и) осуществляет контроль за исполнением законодательства
области о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах.
Статья 5. Полномочия исполнительного органа государственной
власти области
Глава администрация области:
а) признает территорию лечебно-оздоровительной местностью или
курортом областного и местного значения и осуществляет контроль за
ее использованием;
(в ред. Закона Челябинской области от 05.07.99 N 79-ЗО)
б) осуществляет охрану лечебно-оздоровительных местностей и
курортов областного значения через специально созданные для этой
цели структурные подразделения, наделенные соответствующими
полномочиями;
(Пункт введен Законом Челябинской области от 05.07.99 N 79-ЗО)
Нумерация пунктов статьи изменена. - Закон Челябинской области
от 05.07.99 N 79-ЗО)
в) устанавливает границы и режим округов санитарной (горно -
санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
областного и местного значения;
г) определяет формы и размеры платы за пользование
территориями курортов областного значения в пределах норм,
установленных законодательством Российской Федерации и
законодательством области;
д) осуществляет международное и межрегиональное сотрудничество
в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов в соответствии с
порядком, установленным законодательным (представительным) органом
области;
е) разрабатывает областные программы изучения и использования
природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей,
сохранения и развития курортов и представляет на утверждение
законодательному (представительному) органу области;
ж) определяет перечень органов исполнительной власти области и
компетентных организаций, привлекаемых к изучению и использованию
природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и
курортов, а также порядок заключения с ними соответствующих
договоров;
з) формирует целевой фонд сохранения и развития санаторно -
курортного дела;
и) вносит предложения в федеральные органы государственной
власти по развитию курортов федерального значения, расположенных
на территории области;
к) создает единый орган в системе исполнительной власти
области по проведению государственной политики в совершенствовании
и развитии санаторно-курортного дела и координации деятельности
санаторно-курортных учреждений области для осуществления иных
полномочий, отнесенных к компетенции администрации области
законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и области;
л) участвует во внешнеэкономической деятельности, направленной
на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса
индустрии отдыха и использование зарубежного опыта в развитии
курортов, привлекает иностранные инвестиции;
м) осуществляет выдачу лицензий санаторно-курортным
организациям, проводит аттестацию и аккредитацию санаторно -
курортных организаций;
н) осуществляет другие полномочия, отнесенные к его
компетенции законодательством области.
Статья 6. Полномочия специально уполномоченного главой
администрации области органа исполнительной
власти области по координации деятельности
лечебно - оздоровительных местностей и
курортов
Политику области и координацию деятельности по организации и
профилактике заболеваний на основе использования природных
лечебных ресурсов осуществляет орган исполнительной власти
области, уполномоченный на проведение государственной политики в
совершенствовании и развитии санаторно-курортного дела и
координации деятельности санаторно-курортных учреждений области,
который:
а) ведет государственный учет курортного фонда области и
государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей,
курортов области и местного значения;
б) разрабатывает областную программу сохранения и развития
курортов области и местного значения, готовит предложения в
Правительство Российской Федерации в федеральную программу
развития курортов Российской Федерации;
в) организует научные исследования в целях расширения
курортного фонда области и Российской Федерации и повышения
эффективности его использования;
г) организует подготовку кадров в сфере курортного лечения;
д) готовит и вносит предложения по установлению налоговых,
визовых, таможенных и инвестиционных льгот, стимулирующих
сохранение и развитие курортов области;
е) обеспечивает надзор за соблюдением технико - экономического
обоснования (проекта) освоения и использования курортов;
ж) обеспечивает контроль за исполнением законодательства
области об охране и использовании природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления
К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию
отношений в области функционирования, развития и охраны курортов,
лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов
относятся:
а) внесение в администрацию области предложения о признании
территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом
местного значения;
б) осуществление охраны лечебно-оздоровительных местностей и
курортов местного значения через специально созданные для этой
цели структурные подразделения, наделенные соответствующими
полномочиями;
(Пункт введен Законом Челябинской области от 05.07.99 N 79-ЗО)
Нумерация пунктов статьи изменена. - Закон Челябинской области
от 05.07.99 N 79-ЗО)
в) участие в реализации областных программ изучения и
использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов, сохранения и развития курортов местного
значения;
г) контроль за рациональным использованием и охраной природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и
их земель в пределах компетенции;
д) участие во внешнеэкономической деятельности, направленной
на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса,
индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии
курортов местного значения.
Статья 8. Лечебно-оздоровительные местности
Территории, пригодные для организации лечения и профилактики
заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными
лечебными ресурсами, могут быть отнесены к лечебно -
оздоровительным местностям.
Статья 9. Понятие курорта
Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях
территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а
также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и
сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.
Порядок и особенности функционирования каждого отдельного
курорта области, курорта местного значения определяются положением
о данном курорте, которое утверждается главой администрации
области.
В положении о курорте области, курорте местного значения
должны быть предусмотрены:
а) местонахождение курорта;
б) статус курорта;
в) границы и режим округов, зон санитарной (горно -
санитарной) охраны;
г) лечебно-оздоровительная специализация;
д) вопросы развития и застройки курорта;
е) санитарная охрана курорта;
ж) обязанность органов местного самоуправления на территории
которых находится курорт области, местного значения обеспечить
соблюдение правил охраны санитарной зоны курорта, оповещение
населения, предприятий, организаций об установленных границах
округа и зон санитарной охраны курорта, а также о режиме,
действующем в каждой из этих зон;
з) обязанность Челябинской областной и соответствующей
районной, городской санитарно-эпидемиологической станции
обеспечить контроль за проведением на курорте санаторно -
противоэпидемических мероприятий;
и) эксплуатация природных лечебных ресурсов и благоустройство
курорта (с указанием государственных органов, которые обеспечивают
контроль за правильностью эксплуатации гидроминеральных ресурсов
курорта и за охраной их от загрязнения и преждевременного
истощения);
к) организация лечения и обслуживания на курорте.
Статья 10. Статус лечебно-оздоровительных местностей
и курортов
Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь
федеральное, областное и местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или
курортом федерального значения Правительством Российской Федерации
по согласованию с главой администрации области.
Статья 11. Статус курортов Кисегач и Увильды
На территории области находятся два курорта федерального
значения Кисегач и Увильды. Правовое положение данных курортов
определено соответствующими положениями, утвержденными
Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Условия, при которых осуществляется отнесение
территории к лечебно-оздоровительным местностям
и курортам области
Отнесение территории к лечебно-оздоровительным местностям и
курортам области либо местного значения осуществляется главой
администрации области на основании документов, содержащих
заключения курортологических, гидрогеологических, санитарно -
эпидемиологических и других исследований, обязательное проведение
которых предусмотрено действующими законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Для курортов местного значения необходимо дополнительно к
указанным документами представление органов местного
самоуправления.
Статья 13. Порядок предоставления природных лечебных ресурсов
В случае признания территории лечебно-оздоровительной
местностью, курортом области глава администрации области или
уполномоченный главой администрации орган, а в случае признания
курортом местного значения - органы местного самоуправления,
предоставляют указанную территорию юридическим лицам для
организации лечения и профилактики заболеваний, а также
организации отдыха на основании лицензии, выданной им в порядке,
установленном для осуществления указанной деятельности.
Представление природных лечебных ресурсов для иных целей не
допускается.
В порядке исключения для использования в иных целях глава
администрации области может предоставить природные лечебные
ресурсы при условии положительного заключения экологической и
санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Статья 14. Разработка месторождений минеральных вод,
лечебных грязей и других природных лечебных
ресурсов
Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и
других природных лечебных ресурсов осуществляется в порядке,
предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Статья 15. Лицензирование использования лечебных природных
ресурсов
Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других
природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с
лицензией. На курортах разработка природных лечебных ресурсов
осуществляется специализированными гидрогеологическими
предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид
деятельности.
Объем добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также
других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных
лечебных ресурсов, лимитируется утвержденными по промышленным
категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы,
применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных
ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки.
Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными
медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание
полезных и вредных для человека компонентов.
Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод,
лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к
категории природных лечебных ресурсов, должна обеспечивать защиту
месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту
полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в
соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид
такой деятельности.
Минеральные воды и лечебные грязи могут использоваться
соответственно для промышленного розлива и фасовки.
Статья 16. Карта области о наличии природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей
и курортов
Наличие природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов, находящихся на территории области,
обозначаются на специальной карте, составленной администрацией
области с участием компетентных органов и организаций.
Статья 17. Разграничение полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти области
Разграничение полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти области по
вопросам использования и охраны природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется
Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно -
оздоровительных местностях и курортах", договором о разграничении
полномочий и вопросов ведения, заключенным между Российской
Федерацией и областью.
Статья 18. Финансовое обеспечение курортов
Финансирование курортов федерального значения, расположенных
на территории области, обеспечивается за счет федерального бюджета
и бюджета области в соответствии с федеральными программами
развития курортов в Российской Федерации, а также иных источников
финансирования, предусмотренных законами и иными нормативными
актами Российской Федерации.
Финансирование курортов области, включая развитие транспорта,
систем канализации, водоснабжения, теле-, радиовещания и связи,
энергообеспечения, природоохранных мероприятий, осуществляется в
соответствии с областными программами за счет средств областного
бюджета, а также за счет иных источников финансирования в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством области.
Финансирование курортов местного значения осуществляется за
счет средств местного бюджета в соответствии с областной
программой сохранения и развития курортов области и местного
значения.
Статья 19. Правовое положение санаторно-курортных организаций
Санаторно-курортные организации являются юридическими лицами.
Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный
процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и
функционируют на основании государственной лицензии, выданной в
установленном порядке.
Порядок создания деятельности, реорганизации и ликвидации
санаторно-курортных организаций устанавливается гражданским
законодательством Российской Федерации.
Изменение лечебно-оздоровительной специализации при
реорганизации санаторно-курортных учреждений не допускается.
Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно -
профилактической деятельности и организации отдыха населения
предоставляются в пользование в соответствии с требованиями
законодательства о природных ресурсах земельные участки, акватории
озер и иные природные ресурсы.
Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
осуществляется с соблюдением правил, установленных
законодательством для проведения соответствующих работ на
указанных особо охраняемых природных территориях.
Статья 20. Имущество санаторно-курортных организаций
Имущество санаторно-курортных организаций может находиться в
государственной (федеральной и областной), муниципальной
собственности, собственности общественных организаций.
Имущество санаторно-курортных организаций, находящееся в
собственности области и муниципальной собственности, не подлежит
приватизации.
Санаторно-курортные организации используют здания, строения и
иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики
заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из настоящего
Закона.
Статья 21. Учредительные документы санаторно-курортных
организаций
Порядок и особенности деятельности санаторно-курортных
организаций определяются их уставами, утверждаемыми учредителями
(учредителем) в соответствии с требованиями гражданского
законодательства.
Регистрация санаторно-курортных организаций осуществляется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Налоговые и иные льготы для санаторно-курортных
организаций
Органы местного самоуправления вправе устанавливать
санаторно-курортным организациям, находящимся в государственной и
муниципальной собственности, льготы, вплоть до освобождения от
местных налогов.
Лица, направляющие имущественные, финансовые и иные ценности в
форме инвестиций в санаторно-курортные организации, пользуются
льготами в виде освобождения налога на прибыль.
Санаторно-курортные организации, специализирующиеся на лечении
граждан, имеющих льготы, установленные Правительством Российской
Федерации и областью по санаторно-курортному обслуживанию, с
учетом объемов оказанных услуг, приравниваются по оплате
коммунальных услуг к лечебным учреждениям.
Координация деятельности санаторно-курортных и оздоровительных
учреждений независимо от их ведомственной подчиненности в части
использования лечебных средств и курортных факторов и организации
санаторно-курортного режима осуществляется главой администрации
области в лице уполномоченного им на то органа.
Статья 23. Организация санитарной (горно - санитарной)
охраны природных лечебных ресурсов, лечебно -
оздоровительных местностей и курортов
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности,
а также курорты и их земли являются особо охраняемыми природными
объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством
установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны,
установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов
областного значения, утверждаются главой администрации области.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны
выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды
хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с
исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в
лечебных и оздоровительных целях при условии применения
экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и
сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием
сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ,
загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные
ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третей зоны вводятся ограничения на размещение
промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а
также на осуществление хозяйственной деятельности,
сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды,
природных лечебных ресурсов и их истощением.
Обеспечение установленного режима санитарной (горно -
санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями,
во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и
проживающими в этих зонах гражданами.
Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов
загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны
осуществляется за счет средств пользователей, землепользователей и
граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно -
санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно -
оздоровительных местностей и курортов, осуществляют в пределах
своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Финансирование организации санитарной охраны природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
осуществляется за счет федерального, областного и местного
бюджетов.
Статья 24. Областная программа сохранения и развития
курортов области и местного значения
Областная программа сохранения и развития курортов области и
местного значения разрабатывается на текущий период и перспективу
на предстоящие пять лет.
Программа разрабатывается главой администрации области и
представляется на утверждение в законодательный (представительный)
орган области.
Программа включает в себя:
- паспорт целевой программы "Сохранение и развитие курортов
области и местного значения";
- анализ проблемы и обоснование необходимости ее решения;
- основные задачи, сроки и этапы реализации программы;
- мероприятия, направленные на нормативно-правовое
обеспечение, совершенствование управления, сохранение лечебных
ресурсов, развитие гидроминеральной базы, кадровое и научное
обеспечение;
а также отражает вопросы:
- ресурсного обеспечения программы;
- финансирования программы;
- организации управления программой и контроль за ходом ее
реализации.
Статья 25. Ответственность за нарушение режима лечебно -
оздоровительных местностей и курортов
Нарушение установленного режима или иных правил охраны и
использования природных лечебных ресурсов, лечебно -
оздоровительных местностей и курортов влечет административную
ответственность, предусмотренную ст. 36 Федерального закона "Об
особо охраняемых природных территориях".
Законодательством Российской Федерации за нарушение режима
лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливается
уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная
ответственность.
Вред, причиненный природным лечебным ресурсам, лечебно -
оздоровительным местностям и курортам в границах округов
санитарной (горно - санитарной) охраны, подлежит возмещению по
фактическим затратам на их восстановление.
Статья 26. Разрешение споров
Споры в области использования и охраны природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также
имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного
природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и
курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в
судебном порядке.
Экономические вопросы и споры в сфере управления разрешаются
арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным
законодательством.
По соглашению сторон экономические споры между организациями,
являющимися юридическими лицами, и гражданами - предпринимателями
могут решаться третейским судом.
Статья 27. Разрешение международных споров
Международные споры в области использования и охраны природных
лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Российской Федерации разрешаются в порядке, установленном в
соответствии с законодательством Российской Федерации, за
исключениями, установленными международными договорами Российской
Федерации.
В случае, если международным договором в сфере использования и
охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов установлены иные правила, чем
предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила
международного договора.
Статья 28.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Глава администрации
Челябинской области
В.П.СОЛОВЬЕВ
г. Челябинск
25 ноября 1996 года
N 38-ОЗ
|